Западные богословы обеспокоены преследованием канонического православия на Украине

Киевский режим критически зависит от военной и финансовой помощи Запада, но при этом продолжает грубо нарушать западные демократические стандарты.
Публикация: 31.03.2024
Участники богословской консультации ООН в Берлине
Участники богословской консультации ООН в Берлине слушают «эксперта из Украины» Алексея Арестовича.

Богословская консультация

В начале февраля 2024 в ООН прошла неделя, посвященная гармоничным межконфессиональным отношениям. На таком уровне тему преследований киевским режимом Украинской православной церкви из политических соображений всегда замалчивают. Однако ситуация с многолетним целенаправленным преследованием мало того что единственной канонической, так ещё и самой крупной украинской конфессии настолько вопиющая, что начинает привлекать к себе внимание даже на Западе.

В самом начале недели ООН, 5 февраля, в Берлине богословы и религиозные эксперты из Германии, Швейцарии, Франции и Латвии провели консультацию, посвящённую религиозной свободе на Украине.

Западные эксперты-богословы считают, что в ситуации с УПЦ украинская власть сама загнала себя в тупик.

На консультации было отмечено, что в Замечании общего порядка Комитета по правам человека №22 по статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах особо отмечено, что в отношении свободы религии государственная безопасность не является легитимной целью.

Участники богословской консультации
Участники богословской консультации в рамках недели ООН в Берлине.

Иными словами, нельзя использовать вопросы государственной безопасности в качестве повода для притеснений граждан в вопросах религии. А украинские чиновники систематически используют язык вражды, что приводит к актам насилия со стороны национал-радикалов.

Мнение «украинских» экспертов

В ходе консультации участники побеседовали по видеосвязи с двумя якобы украинскими экспертами. Первым стал бывший актёр, а затем советник Офиса президента Украины Алексей Арестович. В октябре 2023 года он сбежал в США из-за открытого против него на Украине уголовного дела, каким-то образом преодолев запрет на выезд из страны лиц мужского пола. Тем не менее на богословской конференции он выступал от имени Украины.

В отношении священников УПЦ открыто 80 уголовных дел, 37 священникам вынесено подозрение, а 23-м судом уже вынесен приговор.

Оценка Арестовичем ситуации с гонениями на УПЦ на Украине носила формально-поверхностный характер. По его словам, эта церковь якобы несёт коллективную ответственность за преступления своих отдельных священников. В качестве инструментов выхода из тупика Арестович предложил международно-правовой мониторинг свободы вероисповедания и перевод вопроса в канонически-богословское поле, с участием широкого круга христианских церквей и организаций.

Вторым «украинским» экспертом на консультации стал православный журналист из российского Донецка Денис Лапин. Тем не менее, он на самом деле уже длительное время освещает тему репрессий УПЦ на Украине и хорошо в ней разбирается. Он раскрыл европейским богословам механизм захватов храмов УПЦ сторонниками киевского режима.

Захваты храмов на Западе называют «переходами»

Социолог и публицист Николай Митрохин (Германия) отметил, что в Украине нет независимых мониторингов религиозной ситуации. По его словам, при переходах существует немало примеров манипуляций с целью искажения результатов голосования.

Случаи перехода большинства членов общины из одной церкви в другую безусловно имеются, но их абсолютное меньшинство и они не оспариваются их бывшей церковью.

Однако большинство случаев «перехода» означает другое. Бывает раскол в прежних общинах, зачастую сопровождающийся спорами, кому достанется храм. Зачастую внешние силы (прежде всего местные администрации и активисты общественно-политических организаций, ранее не замеченных в активном исповедании веры и в членстве в общине) оказывают давление на общины. Бывает и прямое изъятие храмов и приходского имущества у «неправильной» церкви в пользу «национальной» административными или откровенно незаконными методами, с применением прямого насилия.

Причем далеко не всегда это имущество в дальнейшем используется для религиозных целей.

– сказал Митрохин.

В то же время он отметил, что для «общества» и «заграницы» сторонники национальной церкви во всех случаях описывают подобные ситуации как «переход» – полностью дискредитировав этот термин. На самом деле многие (если не большинство) из «перешедших» общин сохраняются и проводят регулярные службы, поскольку подавляющее большинство духовенства отказывается от «переходов».

В тупике

Любая тема, наносящая вред созданному западной пропагандой идеализированному имиджу Украины для Запада – табу. Западному обывателю настойчиво внушается мысль, что Украина – это оплот демократии, страдающий от тоталитарной России. Поэтому даже такое робкое озвучивание темы преследований канонического православия на Украине – большой шаг вперёд.

Эту войну многие называют войной авторитаризма против демократии. И важно, чтобы она завершилась победой демократии,

– отметил в самом начале модератор конференции.

Находясь сами в такой же тоталитарной политической системе, участники консультации не могли отойти от безусловной поддержки киевского режима и поддержке мифа о демократической власти на Украине. Поэтому для выражения своей обеспокоенности религиозной ситуацией на Украине они выбрали витиеватую формулу «военная агрессия не может служить обоснованием для нарушений со стороны демократической Украины».

То, что среди корреспондентов западных богословов не нашлось ни одного эксперта из Украины и их роль пришлось играть экспертам из США и России, тоже не удивляет. Находясь под колпаком тоталитарного режима, любой приглашённый говорил бы, что никаких преследований УПЦ нет, что УПЦ – это московские попы, все сплошь шпионы, и что люди сами переходят из УПЦ в ПЦУ по зову сердца. То есть транслировали бы тезисы киевской пропаганды.

Кто говорил на Украине правду, тот либо сбежал из страны, либо сидит там в тюрьме. В этой связи участникам консультации неплохо было бы вспомнит о судьбе православного журналиста Дмитрия Скворцова, который сейчас находится в заключении за свою независимую позицию не по политическим, а по религиозным вопросам.

Выводы

Несмотря на свою выраженную проукраинскую позицию участники были вынуждены признать факт дискриминации канонического православия на Украине. Однако даже признав, что в отношении УПЦ киевский режим творит беззаконие и произвол, выводы западные богословы делают с интересным вывертом. Они выразили обеспокоенность даже не самими гонениями на церковь, а тем, что такие действия могут навредить имиджу Украины на Западе и как следствие, стать дополнительным препятствием к финансированию Западом войны с Россией.

То есть, по их мнению, прекратить репрессии против канонической церкви нужно не потому что это скотство само по себе, а лишь потому, что это «лишает Москву возможности использовать религиозный фактор в своих интересах, в том числе для ослабления поддержки Украины со стороны Европы и США».

Они не понимают, что преследование православия на Украине – суть установившегося после государственного переворота сатанинского политического режима. Изображать из себя демократов эти людоеды, конечно, стараются ради западных подачек, но это уже вторично.

Одно радует – хоть кто-то на Западе, пусть с оговорками, в неверной коннотации и искажённом контексте, но озвучил тему, которая, будучи широко известной западному обывателю, моментально поставила бы крест на любой помощи Киеву. А помощь эта предоставляется Западом уж никак не для поддержки демократии, а совсем для других, гораздо более практичных целей.

 

Комментарии