Спор вокруг борща: Украина или Россия?

Украинский национализм сделал поводом для конфликта даже ничем не примечательное первое блюдо.
Общество
Фестиваль борща
Фестиваль «Борщик в глиняном горшочке» - Полтавская область, 2017 год.

Кулинарный аспект

Борщ – разновидность щей

Концепция борща как простой крестьянской похлебки предельно проста: сварил бульон из того мяса, какое есть и набросал туда все овощи, которые нашёл на своём огороде. А для того, чтобы это всё имело вкус чем-то подкислил и посолил. Ну, и для красоты – свёкла, придающая этому вареву характерный красный цвет. Так возник украинский, русский и украинский борщ, польский barszcz, литовский barščiai, молдавский и румынский borş.

Владимир Даль в своём Толковом словаре живого великорусского языка, написанным в конце XIX века, определяет борщ как «род щей, похлебка из свекольной кваши, на говядине и свинине или со свиным салом».

Такое определение должно быть очень обидно для национал-патриотов, потому что они любят противопоставлять борщ русским щам – в их представлении самой отвратительной еде, сродни помоям.

Борщ в профессиональной кулинарии

В профессиональной борщ – это не конкретное блюдо, а семейство блюд. Это капустные супы,отличительная особенность которых – ярко красный цвет, получаемый от термической обработки свёклы в кислой среде.

Основа – белый мясной бульон. В качестве кислого ингредиента сейчас добавляют уксус или лимон плюс помидоры или томатную пасту. В старину для этого использовался специальный свекольный квас.

В классической книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам», изданной в 1901 году, борщи выделены в отдельный раздел. Там изложены 7 рецептов борщей из которых два национальных рецепта – польский и малороссийский. Примечательно, что в современном российском переиздании московский редактор зачем-то произвольно поменял «малороссийский» на «украинский».

Рецепт малороссийского (украинского) борща по Молоховец мало похож на современный. Он готовился на свекольном квасе, капуста допускалась как свежая, так и квашеная, бульон загущался мукой и в конце в него добавлялся свежий свекольный сок и куски жареной утки.

В советском ГОСТе существовали три разновидности борща: украинский, московский и флотский. Советская держава энергично строила украинскую нацию и, конечно же, никаких «малороссийских» тут уже быть не могло. В быту же борщи адаптировались под климатические особенности территории – на тёплом юге, в том числе на Украине, борщи варили пожиже, в холодной Сибири – погуще, посытнее.

В настоящее время существует бесконечное количество рецептов борщей. Кто-то называет цифру 600, но это всё с потолка. Тут каждый изгаляется как может, либо не мудрствует и варит так, как его научила мама или бабушка.

Новости борщевого фронта

Casus belli

Поводов для возмущения украинской патриотической общественности было сразу два. Ода были настолько весомы, что просто удивительно, что после такого Киев сразу не объявил войну Москве.

Первым был актер и телеведущий Андрей Бочаров, написавший в Фейсбуке

После катка отлично заходит русский борщ

Такого душа патриота вынести не могла. Ведь в их представлении существуют некие эталонные древние украинцы, которые изобрели гениальное блюдо, которое сейчас коварные русские пытаются нагло присвоить себе.

А тут ещё масла в огонь подлило не кто-то там, а само российское правительство. На своей странице в Твиттере невинное сообщение о том, что борщ – «одно из самых известных и любимых блюд России». Вероятно, этим в правительстве хотели сгладить ситуацию, но украинские патриоты восприняли это ровно наоборот.

Бойцы борщевого джихада

«Россия пытается присвоить себе украинский борщ!» - понеслось из каждого утюга. Профессиональные патриоты почуяли тему, на которой можно сделать себе пиар, а кто-то – даже подняться в бизнесе.

Простая овощная похлёбка тут же превратилась в «мощным культурный феномен Украины» и свидетельство «величия украинского народа». В Полтавской области объявили о создании музея борща и рассказывает о том, как украинцы варили борщ в XIV веке. Другие возят по стране гигантский котел, чтобы готовить борщ на фестивалях.

Крупную победу на гастрономическом фронте одержало посольство Украины в Турции. В версии Википедии на турецком языке они обнаружили (надо же, там ещё кто-то знает турецкий язык), что борщ – это блюдо русской кухни. Статью оперативно поправили, никто не был против, даже русские (которым, как всегда, плевать на подобные вещи). Но перемога была такая, что об этом сообщили все центральные СМИ.

Дошли до ЮНЕСКО

Не осталось в стороне и правительство – министр информационной политики и культуры Александр Ткаченко потребовал включить рецепт борща в нематериальную часть Всемирного наследия ЮНЕСКО. Естественно, как исключительно украинское достижение.

Такое предложение было подготовлено экспертным советом при Министерстве культуры Украины и направлено в ООН. Борщ в нём подаётся как «непревзойденный элемент украинского нематериального культурного наследия». Рассмотрение вопроса в ЮНЕСКО занимает полтора года, то есть очередная перемога уже не за горами – в марте-апреле 2022 года.

Список шедевров устного и нематериального наследия создан ЮНЕСКО в 2001 году, и с тех пор все страны играют в странную игру, внося туда свои национальные блюда. Что это им даёт? Информационный повод для внутреннего пиара и более ничего. К примеру, Азербайджан в 2016 году зарегистрировал рецепт лаваша, Армения сделала то же самое ещё в 2014 году. И что? И ничего. Но все довольны: каждый попиарился в своей стране.

Борщ в информационной войне

Пропаганда делает своё дело и все украинцы однозначно убеждены, что борщ – национальное, сугубо украинское блюдо. Намного более вкусное, чем отвратительные русские щи, по своему виду и вкусу напоминающие помои. И разве это не доказательство расового превосходства украинцев над русскими? При этом никто из украинцев настоящие щи, разумеется, никогда не пробовал.

Отчаянные попытки застолбить за собой крестьянскую похлебку уже очень хорошо характеризуют тех, кто это делает. Свидетельствует о глубинном комплексе неполноценности, который просто так не даёт спокойно жить. С другой стороны простая крестьянская похлёбка как эталон гастрономического вкуса – это тоже много говорит об уровне культуры и развития.

Но тут важно понимать, что умные СМИ подают ситуацию не как фарс со стороны национал-патриотов, а как спор между Украиной и Россией. То есть односторонние действия намеренно и манипулятивно подаются как двусторонние. Более того, часто вообще как ответ на «агрессию», в качестве которой воспринимают приведённые выше высказывания с российской стороны.

Это вообще стандартная схема, когда односторонние действия украинцев против России выдаются за спор, конфликт и т.д., то есть действия двусторонние, предполагающие, что и вторая сторона делает то же самое, просто об этом не пишут.

Российский ответ (точнее, его отсутствие)

В России на украинскую вакханалию отреагировали примерно никак. В информационную войну русские принципиально не умеют и не хотят. И даже если завтра щи, окрошку или пельмени украинцы назовут своим национальным блюдом вряд ли кому-то в России это будет интересно.

Официально в России никто ни разу даже не назвал борщ русским блюдом, хотя имеют полное на это право. Иногда робко пытаются угомонить разбушевавшихся украинцев, называя это блюдо общим наследием восточноевропейских народов.

Второе – это украинская мода на этнографию, частью которой, безусловно, является и национальная кухня. Но то, что стало нормой на Украине, совершенно не приживается в России. Невозможно себе представить, чтобы в Государственную Думу депутаты пришли в косоворотках, а вопрос внесения пельменей в список ЮНЕСКО решался бы на уровне правительства.

В-третьих, для русских, в отличие от украинцев, продукты питания никогда не имели сакрального значения. Наоборот, в русской культуре еда – это что-то если не низкое, но такое, что не принято обсуждать в обществе. Это связано с тем, что исторически украинская культура – крестьянская, а русская – дворянская (и это никак не противоречит тому, что более 90% современных русских имеют крестьянское происхождение и им тоже нравится борщ).

А между тем, претензии на борщевую монополию не так глупы и безобидны, как кажется. Застолбив за собой это право, глядишь, потом Киев потребует им платить роялти за каждую тарелку сваренного в России борща. И даже не сомневайтесь, что они захотят это сделать.

Переходите в Telegram
и подпишитесь на наш канал:
все статьи с аннотациями.