Языковый закон – по лекалам нацистской Германии

Закон «О государственном языке» 2017 года – беспрецедентный факт притеснения граждан по языковому принципу. Однако за русских не заступится сейчас никто.
Общество
Народные депутаты Украины
Новый законопроект украинских нардепов-националистов направлен против русского языка - родного языка десятков миллионов живущих на Украине русских.

Безальтернативная мова

19 января 2017 года в Верховной Раде Украины группа из 33-х народных депутатов зарегистрировала законопроект «О государственном языке», вызвавший бурную реакцию на Украине и заграницей.

Законопроект предлагает сделать украинский язык единственным разрешенным к использованию (за небольшими исключениями) в сферах госуправления и судопроизводства, культуры (кино, театр, эстрада и т.д.), науки, спорта, образования, книгопечатания, обслуживания, СМИ.

За невыполнение закона вводятся значительные штрафы, а за попытку «внедрения официального двуязычия» и выражение «публичного неуважения к языку», что бы под этим не понималось – предполагается лишение свободы.

Просто сказать, что этот документ представляет собой новое слово в международной правой практике недостаточно. Он не только создает условия искусственного доминирования языка, признанного государственным, но и впервые в новой истории прямо ущемляет языковые права огромного числа граждан страны.

Больше того, законопроект вводит установление слежки и специального контроля за соблюдением закона – институт «языковых инспекторов». Сравниться с этим нововведением может разве что система расового контроля нацистской Германии.

Зачем это делается?

Украинский политолог Кость Бондаренко считает, что законопроект «О государственном языке» выдвинут нардепами-националистами для завоевания симпатий западноукраинского электората перед возможными досрочными парламентскими выборами. Однако это только часть правды.

Поскольку русофобия - основа идеологии новой власти, соответственно, дискриминация русских – естественный элемент реализации этой идеологии. 

На Украине до сих пор формально действует закон «Об основах государственной языковой политики» 2012 года, известный как закон Кивалова-Колесниченко. Этот закон дает значительные права языкам национальных меньшинств, в том числе русскому. В апреле 2014 года его не решился отменить даже так называемый исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов, а затем рассмотрение отмены закона увязло в судебных инстанциях. Теперь с этим будет покончено.

Перспективы принятия Языкового закона

Тоталитарный по своей сути закон будет обязательно принят, поскольку полностью отвечает интересам установившегося на Украине укронацистского консенсуса. При этом никакой реакции - ни внутренней, ни внешней - тоже не будет. Русские общественные движения задушены ещё при Януковиче. Российская Федерация тоже отреагирует слабо, поскольку московская элита традиционно недооценивает, если не сказать, игнорирует гуманитарный фактор.

Если же каким-то чудом этот закон не пройдёт, 

в профильном комитете Рады одновременно находятся на рассмотрении три языковых закона разной степени дискриминации. И, скорее всего, один из них «пропихнут», убрав самые вызывающие моменты, но не меняя сути.

Реакция на Языковый закон на Украине и в мире

Многие общественные и политические деятели, политологи и социологи посчитали языковый закон дискриминационным и тоталитарным. Но он вызвал бурное одобрение «патриотической тусовки» – от нардепов до мелких блоггеров.

На международной арене по сути единственным защитником русских стал венгр - министр иностранных дел этой страны Петер Сийярто, который заявил:

Мы слышали, что языковый закон, возможно, не будет принят. И мы надеемся на это. Если же какие поправки и изменения ухудшат жизнь меньшинств, в том числе венгерского, то мы, конечно, поднимем этот вопрос на уровне ЕС.

Сийярто отметил, что попытка Киева ввести ограничения на использование языков меньшинств выходит «далеко за рамки Украины».

И венгры действительно стали действовать. Парламентская ассамблея стран Европы в резолюции по Украине 25 января внесла по инициативе венгерского депутата Золя Немета поправку. В ней говорится что на Украине должны быть

сохранены права национальных меньшинств на использование своих языков национальных меньшинств, которые предусмотрены Конституцией и всеми международными обязательствами страны.

Международная правовая практика

Законопроект «О государственном языке» не только прямо нарушает Конституцию Украины. Мировая законодательная практика самое меньшее XX-XXI веков не знает примеров таких дискриминационных инициатив в языковой сфере.

Запрещающих законов в сфере языков в мире единицы и все они уже отменены. Например закон Турции № 2392 от 22 октября 1983 года, запрещавший использование курдского языка в ряде общественных сфер (отменен в 1991 году). Или законы, требовавшие использовать только французский язык для торговых и общественных вывесок во франкоязычной провинции Канады Квебеке. Квебек подвергся критике Комитета по правам человека ООН и был вынужден отменить данные законы в 1993 году.

110 государств, имеющих законы о языках, регулируют их использование только в официальной сфере. Никаких запретительных или карательных моментов они не содержат. Если правовой документ составлен на неофициальном языке – он просто не имеет правовой силы. И то не везде. Не говоря уже о том, что многие страны используют несколько официальных языков – по числу крупных языковых общин.

В сфере культуры, образования и других ни в одной стране мира никаких искусственных ограничений для языков национальных меньшинств нет.

Тоталитаризм и русофобия

Новый законопроект украинских нардепов-националистов направлен против русского языка - родного языка десятков миллионов живущих на Украине русских. В отдельных случаях в нём специально оговаривается возможность использования языков стран ЕС, но не русского.

Комиссию по разработке нового языкового закона в Верховной Раде создали почти сразу после государственного переворота 2014 года – в марте. Однако до сих пор правящая верхушка опасалась внести дополнительный раскол в общество, ведь подавляющая часть воюющих за неё на Донбассе говорит на русском языке. Теперь, когда власть укрепилась, уже можно.

Переходите в Telegram
и подпишитесь на наш канал:
все статьи с аннотациями.