Сергей Дацюк: Украина находится накануне катастрофы

Заочная полемика с украинским философом Сергеем Дацюком в отношении прошлого, настоящего и будущего Украины.
Опубликовано: Пн, 02 декабря 2024 г. в рубрике "Мнение", обновлено: 7-12-2024, 14:10
Сергей Дацюк
Сергей Дацюк

Сергей Дацюк – не пропагандист, это известный философ, из когорты украинских деятелей науки первой величины. Это не украинский Соловьёв, а, скорее, украинский Дугин. Соответственно, у него совсем другая аудитория – мыслящая, или, по крайней мере, пытающаяся мыслить. Соответственно, у них и совсем другой социальный статус, чем у аудитории, скажем, Дмитрия Гордона.

В отличие от своих коллег Михаила Погребинского и Константина Бондаренко, которые обезопасили себя, благоразумно покинув Украину, Дацюк продолжает жить в Киеве. На начальном этапе президентства Зеленского он даже готовил для него методичку, чем гордится до сих пор. Хотя, по его собственным словам, это оказалось абсолютно бесполезно.

Недавно в своём интервью Сергей Дацюк высказал целый набор тезисов, которые, наверняка, «зашли в подкорку» многим людям, пытающимся серьёзно разобраться в ситуации на Украине. Как для нынешней душнейшей атмосферы тоталитарного режима это прозвучало прям очень свежо и смело, как луч света в царстве украинского мракобесия.

Но всё же, если разбираться глубже, всё сказанное ещё опаснее, чем бредни Гордона. Ведь аудитория у Дацюка – это не полоумные тетеньки, насмотревшиеся телевизора, а остатки украинской думающей интеллигенции.

Расшифровка интервью Сергея Дацюка с комментариями

Как бы мы там не пытались отпихиваться, но мы принадлежим и к европейской, и к русской [цивилизации]. А они время от времени контактировали и конфликтовали. И когда между ними возникал конфликт мы оказывались кровавой землёй, то есть там где этот конфликт происходил. Мы как бы оказываемся в нескольких разломах. В нескольких – не в одном.

Всё как бы так, но не так. То, что Украина разделена на униатский запад и православный восток – это как бы общеизвестно. Особенно активно это обсуждалось в начале 90-х после нашумевшей работы Хантингтона «Столкновение цивилизаций».

Да вот только размеры частей этих двух цивилизаций, входящие в состав УССР, ставшей потом Украиной, совсем неравные. Униатские, да и то частично – только три области. А православный не только восток, но и север, и юг, и центр Украины. Хвост собаки и вся остальная собака – это не две части собаки, это собака и её хвост.

Большинство солдат ВСУ говорят по-русски и считают себя православными. А в тылу люди с украинскими паспортами, русскими фамилиями, на своём родном русском языке рассказывают как они ненавидят русских.

И, в третьих, если исходить из цивилизационного подхода, то линия фронта не проходила бы по Донецкой, Харьковской, Херсонской и Курской областям, где никакого цивилизационного разлома нет. Везде, где сейчас идут бои – это исконно русские земли. А на границе цивилизаций – где-то между Тернопольской и Хмельницкой областью (Хмельницкий – это бывший русский город Проскуров) – тишь да гладь.

Украина не может ни выиграть ни проиграть. Но дело идёт к поражению Украины. Почему? Потому что у неё нет своих ресурсов для выигрыша. У неё нет стратегии. У неё запрещено общество – оно не понимает зачем ему быть вместе. Нет ответа на вопрос «Зачем нам таким разным быть вместе».

Напоминает известную историю, когда Наполеон допрашивал своего генерала о причинах сдачи крепости и тот начал оправдываться:

– Во-первых, у меня кончился порох. Во-вторых…

– Не надо «во-вторых», первого достаточно! – прервал его Наполеон.

Так и тут: нехватка ресурсов – это достаточный аргумент, других уже не надо. В конфликте двух сторон, одна из которых опирается на собственные ресурсы, а другая – на внешние, побеждает всегда та сторона, которая рассчитывает на себя. Всё. Если нет ресурсов, то наличие или отсутствие стратегии, общества и всего такого прочего уже не имеет никакого смысла.

Но неужели это не было понятно с самого начала?

За что воюют люди на фронте – это одно, зачем нам быть вместе – это другое. Люди воюют за свободу на фронте, даже если говорят что за независимость Украины. За свободу. При этом то, за что они воюют, может отличаться от того, что про это говорит Телемарафон. А в обществе может быть вообще третье представление. Потому что часть общества считает, что люди на фронте воюют за украинский язык, за правильных героев, за правильные памятники и за правильные названия улиц. А это не так.

На фронте люди воюют, за то чтобы их не посадили в тюрьму и не убили свои же командиры. Они низведены до уровня рабов, причём рабов самого жуткого типа – гладиаторов.

А чем «третье представление общества» отличается от Телемарафона? Это никакое не второе и не третье, а просто пропагандистское представление, внушенное тем же Телемарафоном и ещё тысячами пропагандистских сайтов, телеграмм-каналов и прочая.

А так всё верно. По факту в ВСУ воюют за уничтожение родного для большинства из них русского языка и за нацистских преступников в национальных героях. Ещё за то, чтобы у них отняли их веру, а детей западные дегенераты превратили в геев. Да вот только солдат там никто ни о чём не спрашивает.

Что значит, у нас нет ответа на вопрос: «зачем нам таким разным быть вместе?»? Значит, у нас нет республики. Значит, что мы разобщены. Что у нас непрерывные с…и. Что у нас нет согласия практически по всем вопросам. Вот что это означает.

У нас происходит трагедия. Мы находимся в ситуации раскола гражданского общества. Как бы мы не критиковали политические ток-шоу, они выполняли роль коммуникаторов. Мы договаривались – через скандалы, через обвинения друг друга. Но мы договаривались о том зачем нам быть вместе. Как только мы изъяли из тела Украины публичные политические дискуссии они ушли в социальные сети и в хейтерские сообщества.

Да никто уже не разобщен. Разобщены были при Януковиче. А сейчас все в едином порыве поддерживают Зеленского. А кто не поддерживал, тот уже давно или за границей или за решёткой или на том свете. В тоталитарном режиме нет и не может быть никакого разобщения. И никакой ситуации раскола гражданского общества нет, поскольку нет этого самого общества.

А с ток-шоу – это вообще смешно. Телепередача в качестве главного коммуникатора в стране? Серьёзно? Про другие демократические институты Дацюк не слышал? Ну и использование авторитетным философом обсценной лексики в эфире – это вот реальный культурный уровень сегодняшней Украины.

Принцип нашего ближайшего будущего ничем не отличается от прошедших лет: нам не дадут проиграть, нам не дадут победить. И, какие бы мы усилия дипломатические ни делали, это принцип не поменяется.

Здесь Дацюк почти слово в слово повторяет мысль, высказанную ещё в самом начале СВО Дмитрием Галковским. Приятно, что идеи русских философов спустя два года доходят и до украинских. Но тут скрывается главный политический вопрос нынешнего конфликта. Это вообще чья игра? Украинцев (которые используют помощь Запада себе на пользу) или Запада (который использует украинцев для достижения своих целей)? Судя по высказыванию Дацюка, выходит скорее второе, чем первое. Но вот вся пропаганда Киева построена на доказывании как раз первого. И как бы после таких слов к Дацюку не пришли.

Страна, которая находится на пересечении тектонических или геополитических плит, геополитических общностей и попадает в войну, она не может выжить если не поменяет трение этих плит. С этой точки зрения до войны еще было понятно, что места Украине в мире нет. Она к России не хочет, её в Европу не берут, её в НАТО не берут. Она понимает, что она не Китай, не Арабский мир, точно не Африка, она непонятно кто.

Абсолютно верно: нынешней Украине места в мире нет. Но вот почему так получилось? Было ли у Украины её место в мире? Конечно! Это было не просто место – а даже почётное, привилегированное место в составе русской, а затем и советской цивилизации.

Из советской цивилизации её вышвырнули в 1991 году, и по сути примкнуть тогда было не к кому кроме Запада. Возникшее на месте РСФСР новое государство РФ не позиционировало себя ни как отдельная цивилизация, ни как национальное государство русских. Новые российские элиты украинцев всячески отталкивали от себя и подталкивали к независимости. А, поскольку у украинцев не было никакого опыта государственности, то результат был немного предсказуем – он за окном.

И что значит «она к России не хочет»? А её что, кто-то в Россию приглашал? С чего украинцы взяли (и Дацюк в том числе), что стоит только украинцам захотеть, и они завтра же будут в России? Будучи президентом РФ с 2000 года, Владимир Путин постоянно говорит одно и то же: Россия заинтересована в НЕЗАВИСИМОМ государстве Украина. Ну когда, хоть раз за 24 года, хоть полунамёком, Путин приглашал украинцев к воссоединению? Как можно всё это пропускать мимо ушей и вбить себе в голову прямо противоположное?

По Украине есть понимание и у Китая и у США: никто не должен победить, никто не должен проиграть. Это и есть договор, для нас он невыгодный. Мы сможем поломать эту игру только когда мы станем играть как глобальный игрок, а не как проситель.

Проблема в том, что то, что функционально должно быть элитой, не является даже правящим классом, а сегодня уже даже не является по большому счёту привилегированным. Претенденты на место элиты не мыслят себя самостоятельно на мировой игровой площадке. Поэтому мы проигрываем.

У нас тыл уничтожается налогами, поборами, ограничениями, непониманием, отсутствием публичной политики, расколами, с…и, всем уничтожается!

И люди из этого бегут кто куда может. У нас элита в целом уничтожает наше общество. В таких условиях мы не можем выиграть.

У нас тыл бездействует, а мы тылом считаем США. Вот это крупнейшая ошибка и до сих пор ситуация не поменялась. Уже третий год широкомасштабной войны, а ситуация не поменялась.

Претенденты заинтересованы спасением оставшихся своих богатств, оставшегося влияния и привилегированного доступа. Они не будут нас слушать ни при каких обстоятельствах.

Ни у Японии, ни у Южной Кореи на момент взятия под протекторат США не было такого ядерного монстра как Россия. Штаты не хотят нас брать под протекторат потому что у нас под боком ядерный монстр.

Мы не получим протекторат! Даже если вас возьмут в НАТО, первое же голосование по пятой статье покажет, что НАТО недееспособно по отношению к Украине. Мы накануне катастрофы.

Вот она, заветная мечта украинской элиты! Американский протекторат! Но если японцы «протекторат» получили, потерпев поражение во Второй мировой войне, то украинцы были в составе победителей.

Вот как ловко философ Дацюк замаскировал известное украинское «сдались бы немцам, пили бы «Баварское»». В этом, наверное, и есть суть украинства, к кому бы оно не относилось – домохозяйке, пропагандисту или даже философу.

Теги:

Контекст: