Ранним утром 6 августа войска киевского режима силами около тысячи человек перешли государственную границу в Курской области и, разбившись на малые группы, двинулись вглубь российской территории. За первые двое суток украинцам удалось занять несколько приграничных деревень и выйти к небольшому городку Суджа (население 5 тыс. человек).
В российских каналах началась лёгкая паника. Украинцы отреагировали, как ни странно, адекватнее всего. У них уже выработался условный рефлекс на то, что после каждой подобной провокации киевского режима следуют удары по энергетической инфраструктуре. И они уже начали стонать о том, что опять им сидеть без света.
Военный аспект
С военной же точки зрения украинская группировка вторжения обречена. Вряд ли они будут окружены и полностью уничтожены, скорее всего, просто выдавлены за пределы канонической территории РФ. Однако потери при этом будут огромными.
С оперативной и стратегической точек зрения эта атака не имеет абсолютно никакого смысла. Это выглядит как грубая трата людей и ресурсов, которые так необходимы в других местах,
- так комментирует украинское вторжение в Курскую область даже газета The New York Times.
Тактика украинских формирований заключается в том, что они связывают боем российские опорные пункты и точки, при этом группы прорыва и ДРГ движутся дальше, делая упор на скорость. Точно такая же тактика применялась осенью 2022 года, когда РФ потеряла восток Харьковской области.
Однако сейчас речь идёт о канонической территории РФ. Их утрата – позор и сигнал всему миру. Поэтому Москва наверняка приложит все силы для того, чтобы вернуть эти территории как можно скорее. В этом и мог состоять замысел операции.
Цели вторжения в Курскую область
Захват Курской АЭС
Учитывая текущую обстановку в зоне прорыва государственной границы, рывок противника к Курской АЭС в Курчатове может действительно стать одной из целей. Но для этого нужно пройти охваченную боями Суджу и выдвинуться на север.
Вероятный маршрут будет идти через Малую Локлю и Льгов. В последнем, по имеющейся у нас информации, сейчас оборудуют дополнительные рубежи обороны и эвакуируют в плановом порядке мирное население.
Однако от границы до Курской АЭС – 60 километров. Подобный же прорыв может сохранять наступательный импульс считанные дни. Причём, самые большие территориальные приобретения приходятся на первые день-два.
Безопасность Курской АЭС обеспечивают отряды Росгвардии, ССО и ФСБ, о чём тоже украинцам должно быть хорошо известно. Поэтому если цель захвата Курской АЭС и стояла, то как задача максимум – как дополнительный бонус в случае максимально благоприятного стечения обстоятельств. Но как основная цель операции – крайне маловероятно.
Усиление переговорных позиций
Гораздо борее реалистичным выглядит вариант ассиметричного ответа в условиях близости военной катастрофы на Донбассе. В этих непростых для Запада условиях ему нужно: а) склонить Кремль к заведомо невыгодным для него переговорам и б) максимально усилить свои позиции на этих переговорах.
Цель вторжения в Курскую область может быть нанесение России имиджевого и морально-психологический ущерба в преддверии мирных переговоров.
Общая ситуация на фронте выглядит так, что запас прочности киевского режима находится на пределе. Ситуация на фронте медленно, но верно направляет режим к военному поражению. Этого не могут допустить его западные спонсоры, заинтересованные в сохранении власти на Украине в её нынешнем виде. Именно поэтому Запад срочно озаботился мирными переговорами, к которым он теперь склоняет Москву.
Заход регулярных частей ВСУ в Курскую область должен решить для западных спонсоров украинского конфликта сразу несколько политических задач.
- Усилить позиции в Кремле группы «капитулянтов» – олигархов, чей бизнес терпит убытки от конфронтации с Западом и которая поэтому выступает за немедленный мир любой ценой.
- Деморализовать российское руководство, чем подтолкнуть его к заведомо невыгодным переговорам.
- Объяснить западному обществу, что мир нужен не только Украине, но и России, так как она не в состоянии продолжать конфликт.
Отвлечение сил от наступления
Ещё одной целью может быть игра на упреждение. Последнее время ходят упорные слухи о том, что Россия готовит ударную группировку для наступления в Сумской области.
Сообщается, что украинские власти здесь уже проводят обязательную эвакуацию из 23 населённых пунктов. То есть к наступлению в этом районе украинцы реально готовятся.
Отсюда атака на Курскую область могла иметь целью отвлечь российские силы, готовящиеся к наступлению на Сумскую область, чем сорвать эту операцию.
Срыв российского газового экспорта в Европу
В Судже находится газоизмерительная станция (ГИС), через которую на Украину заходит российский газ и идёт через территорию Украины в Европу. Согласно решению Стокгольмского арбитража «Газпром» ежегодно прокачивал через украинскую газотранспортную систему 40 миллиардов кубометров газа. Срок действия этих обязательств заканчивается в декабре 2024 года и сейчас в Европе шла дискуссия о целесообразности продолжения сотрудничества Киева с Москвой в вопросе транспортировки газа.
Транспортировка газа была фактически единственным оставшимся направлением российско-украинского сотрудничества. На фоне военных действий его не афишировали обе стороны. Тем не менее Киев ежегодно, в том числе и в военные 2022-2044 годы, получал из Москвы более миллиарда долларов (суммарно за пять лет – 7,2 млрд. долларов) и в свою очередь выполнял свои обязательства в рамках договора по прокачке газа через свою территорию.
Войсковая операция формирований киевского режима в Курской области может иметь целью срыв пролонгации газового контракта 2019 года.
Однако в Киеве в настоящее время доминирует мнение, что пятилетний газовый контракт с «Газпромом» 2019 года Украине стратегически невыгоден. Во-первых из получаемого из Москвы чуть более миллиарда долларов половина тратится на эксплуатацию самой ГТС. Во-вторых, российская сторона от продажи газа в Европу через территорию Украины получает гораздо больше. То есть здесь начинает работать известная украинская поговорка «Пусть у меня корова сдохнет, лишь бы у соседа сдохли две».
И, конечно же, в прекращении поставок российского газа в Европу крайне заинтересованы США, которые ради этого в сентябре 2022 года даже пошли на подрыв газопровода «Северный поток 2». На фоне сообщений о возможном захвате ВСУ газоизмерительной станции Суджа природный газ в Европе уже подорожал на 5%. Впервые с декабря цен превысила $435 за тысячу кубов.
Своими жизнями украинцы фактически заплатят за то чтобы американцы смогли продать ещё больше своего СПГ в Европу. Такова судьба всех стран с марионеточными режимами.
Куда разумнее для украинцев было бы пойти не на Суджу, а на Киев и свергнуть нелегитимный и погрязший в коррупции режим Зеленского.