Стороннему наблюдателю события вокруг Украины и Польши напоминают незрелые любовные отношения: романтический период, когда молодые люди всячески выставляют свою любовь напоказ, резко сменяется отчуждённостью и враждебностью. Однако в межгосударственных отношениях работают иные механизмы.
Зерно преткновения
События понеслись стремительным домкратом после выхода России из так называемой зерновой сделки. Коллективный Запад дружно принялся обвинять Россию в блокировании вывоза украинского зерна голодающим Африки. И тут внезапно выяснилось, что Украина – это ведь не остров, у неё сухопутная граница с шестью европейскими странами не считая Россию. Причём, четыре из этих стран входят в Евросоюз. Существует даже водный маршрут по Дунаю, по которому баржи с зерном можно отправлять вплоть до Германии – было бы желание.

Но вот его-то, как оказалось, и нет. Польша вместе с Венгрией и Словакией ввели эмбарго на поставки зерна из Украины для защиты собственных сельхозпроизводителей. В ответ Киев подал против этих стран иск в ВТО, а Минэкономики Украины угрожает полякам ввести ответные санкции и запретить импорт лука и яблок. В ответ пошли угрозы уже со стороны Польши – прекратить военную помощь и не пустить Украину в ЕС (её туда и так никто не приглашает, но тем не менее).
Кульминация разборок пришлась на 78-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Зеленский в своём выступлении заявил, что «кое-кто в Европе устраивает политический театр, делая из зерна триллер». Реакция Варшавы была молниеносной – президент Анджей Дуда отменил запланированную встречу с Зеленским.
Мы не можем допустить, чтобы украинское зерно продавалось на польском рынке без какого-либо контроля. У нас есть и свои граждане, мы должны заботиться об их интересах. Жаль, что наши украинские соседи не хотят этого понять,
- отметил он в интервью на Bloomberg Television.
Предупреждаю власти Украины – если они будут обострять конфликт, мы добавим ещё продуктов в список запрещенных к ввозу в Польшу,
– подключился польский премьер Матеуш Моравецкий.
«Дерзкая дипломатия»
Казалось бы – всё понятно: Киев и Варшава защищают свои экономические интересы. Но дело в том, что интересы фермеров хоть и важны для обеих стран, но точно не настолько, чтобы поднимать конфронтацию на такой уровень. Киевский режим экономически полностью зависит от западной помощи и добавка от экспорта зерна – не более чем приятная мелочь.
Польские политики тоже давно передали значительную часть своего суверенитета западным структурам, источник своей власти видят в Вашингтоне, а не в собственном народе. Когда из политико-конъюнктурных соображений было нужно, они спокойно пускали под нож целые отрасли промышленности – судостроение и угольные шахты. Поэтому в то, что польским политикам их фермеры роднее Белого Дома тоже верится с трудом.
Иначе говоря, разборки вокруг экспорта зерна – не более чем повод. Причина глубже. Она в психологии и политике. Рассмотрим по порядку.
Психология
С точки зрения психологии в основе украино-польского конфликта лежит фундаментальное расхождение в видении украинцами и поляками своего места в мире. Поляки в мировой иерархии видят себя на две головы выше украинцев. Поэтому в их понимании помощь Польши Украине – это помощь более сильного и развитого – несчастному и убогому. То есть, по сути, милостыня. За которую, естественно, украинцы должны быть полякам очень сильно благодарны.
У украинцев же чувство благодарности в национальном характере в принципе отсутствует. Помимо того, они считают, что защищают Польшу вместе со всей остальной Европой от русского агрессора. То есть в их хуторском менталитете это поляки должны быть им, украинцам, сильно благодарны. А помогают поляки мало, надо больше.
Политика
Политически Варшаве выгодно быть адвокатом Украины в Европе, будучи по факту на подхвате у Вашингтона. В такой роли они получают бонусы и от США и от Европы. Поэтому они готовы идти на какие-то издержки, поскольку они всегда компенсируются политическими и экономическими выгодами в самом широком спектре.
У Украины совсем другая история. Во времена Януковича-Порошенко киевские политики на самом деле вынуждены были терпеть свою «меншовартість» по отношению к полякам, поскольку те на самом деле много делали для их сближения с Западом. Но начавшаяся СВО в корне изменила эту ситуацию. Теперь уже киевский режим стал ближе к Белому Дому, и не сильно умный Зеленский, что называется, поймал звезду.
История
Поляки прекрасно помнят, что Львов – это польский город, равно как и вся украинская часть Восточных Кресов (есть ещё белорусская). Массовые убийства поляков украинцами в годы Второй мировой войны тоже никто не забыл. И успех Азербайджана в Нагорном Карабахе не может их не вдохновлять.
На Западной Украине к полякам тоже относятся, скажем так, исторически обусловлено. Общеизвестный факт, что когда каратели из ОУН-УПА шли вырезать очередную польскую деревню, в обозе с ними шли украинские крестьяне с пустыми телегами – поживиться за счёт несчастных жертв. И за каких-то 70 лет разве мог менталитет целого народа как-то кардинально измениться?
Почему поляки сняли маски
Резкое охлаждение отношений между Польшей и Украиной вполне закономерно. Между двумя странами противоречий куда больше чем точек для сближения. И лишь благодаря железной руке общего хозяина Варшава и Киев долгое время изображали любовь. Сейчас же польские и украинские политики просто сбросили маски и показали свои истинные лица.
Разногласия между Киевом и Варшавой вокруг экспорта-импорта зерна – повод, а не истинная причина конфликта.
Причина может быть во внутренней политике. В Польше близятся выборы, а большинство поляков крайне недовольно, тем что власти делают на украинском направлении. Недавний опрос показал, что 78% поляков выступают за прекращение поддержки Киева.
Финансовая и военная помощь Украине, наплыв украинских беженцев, связанный с этим рост преступности и снижение уровня жизни коренного населения, гибель множества «отпускников» из числа польских военных – всё это создаёт крайне негативный фон. Поэтому скандал с «защитой фермеров» наверняка был согласован с Вашингтоном и впоследствии вряд ли выльется во что-то серьёзное.
Военная и экономическая помощь Варшавы уже сыграла свою роль – полмиллиона украинских военных уже уничтожено и процесс движется с ускорением. Ещё столько же – и Восточные Кресы можно будет забирать голыми руками.
Утопающий или камикадзе
В контексте украино-польского конфликта в СМИ наделало шуму заявление Анджея Дуды, в котором он якобы сравнил Украину с утопленником. На самом деле не с утопленником, а с утопающим, который, обезумев от страха, пытается утащить своего спасителя на дно. И, во-вторых, это не Украина – утопающий, а режим Зеленского, что как бы тоже не одно и то же.
Но главное, Дуда немного другими словами озвучил идею, которая уже давно витает в воздухе: режим Зеленского превратил Украину в страну-камикадзе, страну шахида. Украинцам заварили люк, закрыв границы, и отправили на верную гибель для того, чтобы Вашингтон и Лондон решили свои вопросы. За это они щедро платят киевской верхушке предателей своего народа. На Банковой прекрасно знают свою роль, и только украинский народ ещё не в курсе своей роли, которую ему отвели «партнеры».