Взрыв на улице Истикляль
Истикляль – так называется пешеходная улица с магазинами и кафе в центре Стамбула. Любимое место променада туристов, от которой и до моря рукой подать. Она и идёт, собственно, вдоль моря, как Французский бульвар в оккупированной укронацистами Одессе. Здесь же находятся и дипломатические миссии многих стран, в том числе – консульство и торгпредство Российской Федерации, а также русская школа при Посольстве РФ в Турции.

Взрыв произошёл в самое оживлённое время – в воскресенье, 13 ноября 2022 года, в четыре часа пополудни – возле ресторана Mango, примерно в двухстах метрах от комплекса российских дипломатических миссий. Женщина, одетая как террористка (чёрный хиджаб, чёрная куртка в стиле «милитари», камуфляжные брюки) сидела на скамейке на улице Истикляль целых 40 минут, затем незаметно поставила сумку с взрывным устройством за цветочную клумбу, встала и ушла.
Через несколько секунд раздался взрыв, унёсший жизни 6 человек. Многочисленные туристы стали в панике разбегаться. Бежать было уже незачем, но трусость – это же одна из сторон эмоциональности, а эмоциональность – характерная черта человека современного западного общества.
Стамбул видит руку Вашингтона
Исполнителя удалось задержать по горячим следам. Ей оказалась сирийка Ахлам Албашир. В ходе первичного допроса она призналась, что прошла подготовку у курдских боевиков на территории Сирии. Во время совершения теракта она была не одна – команду активировать взрывное устройство она получила от своего напарника с псевдонимом «Хаджи».

По словам турецких властей, она действовала по заданию Рабочей партии Курдистана1. Так это на самом деле или нет – неизвестно. В любом случае доверять представителям Анкары в этом вопросе точно не стоит. Для них РПК – это как для киевского режима Россия: предмет особой ненависти, на который при любом удобном случае навешивают всех собак.
Курдские сепаратисты могли быть исполнителями теракта, могли и не быть – это неважно. Главное, что организатор и заказчик теракта – это американские спецслужбы.
Так что обвинение РПК – стандартная фигура речи турецких властей и на это обращать внимание не стоит. Здесь гораздо интереснее другое. Глава турецкого МВД Сулейман Сойлу на следующий день после теракта заявил, что власти его страны не принимают соболезнования посольства США. Причём, сделано это было в максимально оскорбительной для Вашингтона форме:
Приказ отдан из города Айн-эль-Араб на севере Сирии. Я думаю, что необходимо оценить соболезнование, сделанное сегодня США, так, словно убийца был бы одним из первых, кто прибыл на место происшествия, и реакция на это послание проявится очень четко.
Иначе говоря, представитель турецкого правительства открыто обвинил США в том, что те финансируют курдских сепаратистов и дают им убежище на территории других стран.
Киев тоже в игре
Что касается украинских властей, то в вопросе поддержки курдского сепаратизма они занимают двойственную (чтобы не сказать раскоряченную) позицию. С одной стороны киевскому режиму от Анкары нужны «Байрактары», политическая поддержка в вопросе Крыма, транзит украинского зерна через проливы, мукомольное производство и много чего ещё. Поэтому внешне Зеленский пытается отыгрывать дружбу с Турцией.
Но с другой стороны, киевский режим не может пойти против администрации Байдена, которая уже давно хочет сменить турецкого лидера и активно использует для этого курдский фактор. Поэтому ни для кого не секрет, что одна из ячеек РПК находится в Одессе. Так, в сентябре 2020 года в Одессе был похищен турецкими спецслужбами и доставлен в Турцию член РПК Иса Озер.

Летом 2022 года турецкая пресса сообщала, что в составе ВСУ воюют курдские боевики из так называемых Отрядов народной самообороны (YPG). Участие в боевых действиях на Украине для них – это, прежде всего, получение боевого опыта для последующего его использования в партизанской войне с турецкими правительственными войсками.
Взрывчатка для теракта прибыла из Украины
По данным Национальной разведывательной организации Турции (MIT), к взрыву на улице Истикляль в Стамбуле причастно боевое крыло террористического движения «Рабочая партия Курдистана» (не новость). Но! Внимание! Взрывчатка для этого преступления была контрабандой доставлена из Украины.
Теракт 13 ноября 2022 года открыл новую страницу в уровне вовлеченности киевского режима во внутритурецкие разборки.
Это уже не РПК, которую можно безосновательно обвинять во всех грехах. Украина – ближайший сосед, серьёзный экономический партнёр, поэтому прежде чем оглашать такую информацию турецкие власти должны были три раза подумать. И, если такое обвинение озвучено, значит для него есть по-настоящему веские основания.
В этой связи стоит напомнить, что с начала военного конфликта на Донбассе в 2014 году и, особенно, с начала специальной военной операции Украина превратилась в главный европейский хаб по контрабанде оружия и боеприпасов из западной военной помощи. Это оружие и боеприпасы, перепроданные украинскими военными, уже регулярно всплывает то в одной, то в другой европейской стране. Переправлять же подобную контрабанду морем в Турцию – вообще проще простого.
Теракт в Стамбуле 13 ноября 2022 года: ищи кому выгодно
Несколько лет назад Турцию просто сотрясали теракты. В одном только Стамбуле в 2016 году было совершено три теракта. Самый крупный произошёл 10 декабря 2016 года в стамбульском районе Бешикташ, тогда погибли 44 человека, в том числе 36 полицейских. В том же 2016 году была и организованная США неудавшаяся попытка военного переворота с опорой на военную базу Инджирлик, используемую совместно американскими и турецкими военными.
Последний в той серии – опять же в Стамбуле в ночь на 1 января 2017 года. Вооруженный автоматом террорист ворвался в ночной клуб и открыл огонь по посетителям. В результате погибли 39 человек, в том числе 16 иностранцев. С тех пор теракты в Турции прекратились. И вот, снова.
Резкая антиамериканская риторика турецких высших чиновников понятна: они прекрасно понимают, что за перепуганной, вжавшей голову в плечи девушкой, подложившей бомбу в клумбу на туристической улице стоит тень Вашингтона. Реджеп Эрдоган – очень умный политик и большой патриот своей страны, такие американской администрации априори не нужны. Но целей может быть по крайней мере три.
Цель №1: Убрать Эрдогана от власти
В июне 2023 года в Турции – президентские и парламентские выборы. Как российское общество вечно расколото на патриотов-традиционалистов и западников-либералов, точно также турецкое – на исламистов-традиционалистов (армия – мова – вира) и западников-кемалистов. Сейчас власть у умеренных исламистов Эрдогана, но качели вполне могут пойти и в другую сторону. Задача США – всячески способствовать этому процессу.

И в этой связи теракт пришёлся очень кстати, поставив Эрдогана в патовую ситуацию. Если Эрдоган развернёт сейчас репрессии против курдского подполья, большинство курдов из числа граждан Турции обозлится и проголосует против него и его Партии справедливости и развития. Если не развернёт – его прозападная оппозиция будет эксплуатировать тезис о том, что власть довела до такого состояния, а теперь неспособна обеспечить безопасность в стране.
Цель №2: Наказать Эрдогана за сотрудничество с Россией
Не исключено, что американцы этим терактом посылают Эрдогану сигнал о нежелательности продолжения развития экономических отношений с Россией, особенно в деле создания общего газового хаба. Сотрудничество Стамбула и Москвы очень сильно напрягает Вашингтон, поэтому теракт может трактоваться как попытка склонить турецкого лидера занять более прозападную позицию. Что, впрочем, довольно сложно, учитывая, что этот самый Запад всего шесть лет назад планировал его убийство.
На это указывает и место теракта – в непосредственной близости от российской дипломатической миссии. Для российских же сырьевых олигархов крайне важно сохранить хотя бы часть европейского энергетического рынка. Для чего они и используют газовый хаб в Турции как заднюю дверь для себя в вожделенную Европу. Интересы Киева же, наоборот – в этом вопросе полностью совпадают с американскими.
Цель №3: Создать новый очаг напряжения
Следует принимать во внимание, что нынешняя вашингтонская администрация – это те самые леваки глобалисты, организовавшие движение BLM и затем раскрутившие историю с коронавирусной пандемией, уже в мировом масштабе. Они не приемлют никакого баланса интересов между государствами, требуя безоговорочного подчинения своему диктату. Все помнят как подвергались обструкции власти Швеции и Белоруссии за отказ следовать их указаниям по коронавирусной повестке. Все видят как фанатично они нападают на Российскую Федерацию, не желая даже слышать о каких-либо переговорах.
Поэтому теракт на улице Истикляль может быть и предупреждением главе Турции, что он заигрался в многовекторность и ему пора присягнуть на верность коллективному мировому диктатору. А если тот намёка не поймёт – создать новый очаг напряженности, что прекрасно укладывается в их планы по сокращению населения планеты и созданию «управляемого хаоса».
Политические последствия
Одно конкретное действие уже последовало. Анкара потребовала от Киева задержания и выдачи лидеров некоей Ассоциации курдских общественных организаций Украины «Мидия». Эта организация расположена на подконтрольной киевскому режиму территории, финансируется США и по данным MIT, задействована в дестабилизации внутриполитической ситуации в Турецкой Республике.
Конечно, нельзя исключать, что Эрдоган попытается традиционно использовать ситуацию для очередного торга, например, в поставках военной техники из США или выдаче лидеров РПК из Европы и Украины. Но, нельзя исключать и более радикальных шагов – вплоть до снижения уровня поддержки киевского режима.
Ссылки
Рабочая партия Курдистана (РПК)
Изначально созданная как социалистическая партия, представляющая национальные интересы турецких курдов, постепенно превратилась в нелегальную структуру, борющуюся за национальное самоопределение курдского народа. Партия запрещена в Турции и считается террористической. Её лидер Абдулла Оджалан был похищен турецкими спецслужбами в Кении и с 15 февраля 1999 года отбывает пожизненное заключение на острове Имралы. Сейчас ему 73 года.
Курды – один из немногих народов мира, который не только не имеет собственного национального государства, но и активно борется за его создание. Вместе с тем, методы этой борьбы зачастую носят характер классической партизанской войны.