Потерпев сокрушительное поражение в Мариуполе, где попали в окружение и сдались четыре тысячи наиболее подготовленных и обученных бойцов националистического полка «Азов», командование ВСУ повторяет этот же «трюк» в Северодонецке. То, что на первый взгляд выгладит глупостью или предательством, на самом деле является продуманной политикой, направленной на укрепление власти Владимира Зеленского.
Сражение в Мариуполе как утилизация радикалов
Окружение и штурм Мариуполя уже вошёл в военную историю как одна из масштабнейших битв современности. Но её могло и не быть. Украинские войска совершенно спокойно могли выйти из Мариуполя вплоть до 16 марта 2022 года. Часть сил, действительно, вывели, но несколько наиболее боеспособных и идейных подразделений, в том числе «Азов» и 36-ю отдельную бригаду морской пехоты намеренно оставили на верную гибель в ловушке.
Эпичная битва за Мариуполь была выиграна российскими войсками и войсками ДНР. Более 4 тысяч украинских бойцов убито. Ещё почти столько же, включая командиров Дениса Прокопенко, Владимира Баранюка и Сергея Волынского, сдались в плен. Но дело в том, что Офис президента такой исход вполне устроил. Единственное, на что не рассчитывали у Зеленского, так это на то, что националисты вместе со своими командирами организованно сдадутся в плен, но и такой вариант был вполне приемлем. То, что это так, доказывает тот факт, что спустя месяц после сдачи в плен гарнизона Мариуполя Киев не предпринимает ни малейших усилий по их обмену.
Объясняется это очень просто. Главный приоритет Офиса Зеленского – сохранить за собой власть. Уже неоднократно появлялись слухи о том, что если на фронте дела у Зеленского пойдут совсем плохо, его могут поменять. И с этой точки зрения утилизация наиболее политически активных и самостоятельных подразделений выглядит вполне продуманным шагом. Косвенно это подтверждает и сдавшийся в плен командир 36-й ОБрМП полковника Владимир Баранюк. На 28-й минуте он подтверждает, что их с «азовцами» намеренно оставили в Мариуполе.
Война как пиар-акция
Это далеко не новое слово в военном деле – американцы используют такой подход уже очень давно. Его суть сводится к тому, что не пропаганда сопровождает военные действия на земле, а, наоборот – военные действия ведутся ради пропаганды. Иначе говоря, боевые действия рассматриваются лишь как информационные поводы, которые потом виртуозно обыгрываются в СМИ ради достижения нужного политического результата.

Если смотреть на ситуацию в Мариуполе с этой точки зрения, то можно констатировать очередную перемогу. Пляски вокруг «героев Мариуполя» стали прекрасным топливом для разжигания в СМИ украинского ура-патриотизма, а созданная картинка позволила подстегнуть отстающих на Западе активнее раскошеливаться для помощи киевскому режиму.
Ярким примером такого подхода может служить история с пограничным столбом, описанная нами в статье Пограничный столб как перформанс для президента. Тогда четверо спецназовцев погибли и трое были ранены только ради фейкового фото с пограничным столбом, якобы установленным на российско-украинской границе в Харьковской области.
Северодонецкое дежавю
Здравомыслящим людям сложно понять сейчас логику украинского командования в промзоне в Северодонецке. Оно методично вбрасывает новые и новые партии живой силы на «Азот» как вбрасывают мясо в мясорубку. Но если посмотреть на ситуацию в контексте битвы в Мариуполе, то всё становится на свои места.

Инстинкт самосохранения толкает Зеленского на то, чтобы сжечь в огненном мешке тех, кого он боится больше всего с самого начала своего президентства. А заодно и получить очередную порцию пиара, а вместе с ней – денег с Запада. Военный результат тут на третьем месте, но так это и работает.
Из Офиса президента просачивается информация о том, что более 2500 окруженных в Северодонецке спасти невозможно и они повторят участь «героев Азов-стали», а именно будут уничтожены или попадут в плен. Очередная партия националистов вместо того, чтобы скинуть Зеленского, отправятся в СИЗО Донецка и Ростова. А люди из Офиса президента получит очередной транш из Вашингтона.