В начале ноября исполнился год, как правительство премьер-министра РФ Дмитрия Медведева утвердило первый список физических и юридических лиц Украины, в отношении которых Россия приняла ограничительные меры. Так какие санкции против Украины ввела Россия и какой эффект они принесли?
Торговая война
Часть экспертов-экономистов отмечают, что после 2014 года между Россией и Украиной ведётся полноценная экономическая война. Первые выстрелы в ней совершила Украина в ответ на переход Крыма под юрисдикцию России, а также из-за конфликта в Донбассе. В сентябре 2014 года был принят закон «О санкциях». Он содержал более 20 видов секторальных ограничений для РФ, включая прекращение транзита энергоресурсов (что, как известно, не было реализовано в полной мере). Закон постоянно обновлялся и пополнялся новыми санкциями вплоть до декабря 2017 года.
Персональные санкции в отношении российских физических и юридических лиц Украина ввела по решению СНБО в сентябре 2015 года. В санкционный список изначально вошли 388 российских физических и 105 юридических лиц. Ныне в них около 2 тысяч человек и более 800 компаний.
Украина применила такие санкции, как блокировка собственности и счетов физических и юридических лиц; ограничение торговых операций; прекращение или ограничение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины; предотвращение вывода капиталов за пределы Украины.
Ограничения вводились и отдельными государственными институтами Украины – Кабмином, СБУ, Пограничной службой. В 2016 году правительство своим постановлением запретило ввозить из России многие продукты питания, оборудование для железной дороги и другие позиции (всего более 30 видов товаров). Впоследствии Киев периодически расширял санкционные ограничения. В марте 2018 года был введен запрет на ввоз всех минеральных удобрений из России. В апреле 2019 года украинское правительство запретило ввоз произведённых в России некоторых видов электроаппаратуры, железнодорожного оборудования, пищевой и химической продукции, стеклянной тары.
А СБУ регулярно радует запретами въезда на Украину российских деятелей культуры и ввоза книг, фильмов и т.п.
Надо ещё учесть, что было прекращено действие почти всех торговых соглашений, совместных проектов и промышленных программ. Полностью прекращено сотрудничество в оборонной отрасли.
Какие санкции против Украины ввела Россия в ответ
В качестве ответных мер 1 ноября 2018 года правительство Дмитрия Медведева опубликовало санкционные списки с 322 гражданами и 68 компаниями Украины. Как сообщило правительство, санкции понадобились для нормализации отношений между странами. Среди ограничений – блокировка средств, ценных бумаг и имущества в России, запрет на вывод из России капитала. Прямых запретов на бизнес и торговлю в России не было, как и лимитов на финансирование проектов. Однако понятно, что торговать и инвестировать при заблокированных счетах никто не станет.
Под санкции попали ключевые деятели режима Петра Порошенко, часть высших госчиновников, лидеров партий, некоторые одиозные публичные персонажи, а также бизнесмены. В списке значились: Юлия Тимошенко, Олег Ляшко, Арсений Яценюк, Александр Турчинов, партнёр Игоря Коломойского Геннадий Боголюбов (хотя сам Коломойский не попал), трагикомический нардеп казак Михаил Гаврилюк, малоизвестные широкой публике и довольно аполитичные бизнесмены Дмитрий Добродомов, Виталий Куприй, Виктор Чумак и т.д.
Однако часть очень враждебных РФ персон не вошла в санкционный список. Это ближайшие сподвижники Петра Порошенко Павел Климкин и Игорь Кононенко, премьер-министр Владимир Гройсман, олигархи Ринат Ахметов и Игорь Коломойский, все ведущие на тот момент кандидаты на президентский пост (кроме Тимошенко) – Анатолий Гриценко, Владимир Зеленский, Святослав Вакарчук, Андрей Садовый. Понятно, что действующий президент Порошенко тоже не попал под санкции, равно как и его предприятия.
И если невключение самого Порошенко и министра иностранных дел Климкина было где-то оправдано (надо же как-то общаться с Украиной на международной арене), то слишком большая избирательность в отношении других персонажей вызвала некоторое недоумение у политологов. Санкционные действия сразу стали выглядеть непоследовательными и недостаточно настойчивыми.
Эта тенденция усилилась 25 декабря 2018 года, когда санкционный список расширили до 567 физических лиц за счет депутатского корпуса, представителей власти и силовых структур, которых почему-то не внесли в прежнюю версию списка. Большинство имен не вызывали удивления.
Однако странным стало включение топовых функционеров Оппозиционного блока и некоторых других политсил, которые считались условно дружественными России. Это были Вадим Новинский, Борис Колесников (а также его компания «Украинский бекон»), Александр Вилкул, Юрий Воропаев, Дмитрий Колесников, Михаил и Дмитрий Добкины, Татьяна Бахтеева, Евгений Мураев, мэр Одессы Геннадий Труханов.
По прошествии почти года стало ясно, что таким образом в России хотели придавить Оппозиционный блок и других политических конкурентов «Оппозиционной платформы – За жизнь», на которую сделали ставку в РФ по рекомендации Виктора Медведчука перед президентскими выборами на Украине.
Секторальные санкции России
С 1 января 2016 года в связи со вступлением в силу экономической части соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом Россия для защиты своих экономических интересов приостановила действие договора о зоне свободной торговли с Украиной. Кроме того, с начала 2016 года на Украину распространилось продовольственное эмбарго, введенное правительством РФ в ответ на санкции европейских стран в отношении России, действующие с августа 2014 года. Под запрет подпал ввоз украинского мяса, колбас, рыбы и морепродуктов, овощей, фруктов, молочной продукции.
Но это были ещё не целенаправленные секторальные санкции, а скорее торгово-таможенные ограничения. К настоящим секторальным санкциям Россия перешла только в 2018 году. В ответ на введенные Киевом очередные ограничения, в декабре Россия запретила ввоз некоторых украинских товаров, в том числе зерна, шоколада, консервированных овощей и фруктов, пива, котлов, газовых и паровых турбин.
Ещё более весомый экономический удар правительство Медведева нанесло в апреле 2019 года. 18 апреля, за три дня до второго тура украинских президентских выборов, запретили ввоз в Россию продукции машиностроения, легкой промышленности, металлообработки, стоимость которой за 2018 год составила почти $250 миллионов. Был расширен список санкционных пищевых продуктов.
Но самое главное – правительство запретило вывозить из России на Украину нефть и нефтепродукты, бензол, этилен, пропилен, бутилен, парафин. Вывоз угля ограничили. Это был весомый удар. Правда, после некоторого роста цен на углеводородное топливо в мае-июне 2019, с июля цены упали ниже апрельского уровня. А вот об угле этого сказать нельзя.
Эффективность санкций
Украинские санкции доставляют России некоторые неприятности, но не более. В первую очередь – это прекращение поставок некоторых видов военной продукции и товаров двойного назначения, газотурбинных двигателей. Ещё не по всем позициям в РФ организовано собственное производство. Но работы ведутся, так что это только вопрос времени и капитальных вложений.
Обратные санкции приносят Украине вполне осязаемые финансовые потери из-за утраты рынков сбыта продукции. Как было сказано, только по машиностроению, металлообработке и лёгкой промышленности они оцениваются в $250 миллионов в год. Общая сумма потерь, по оценкам некоторых украинских экономистов – до 1 миллиарда долларов в год.
Но здесь возникает парадокс: на фоне колоссальных потерь от развала украинской промышленности российские санкции не слишком заметны. Образно выражаясь, нищей стране почти всё равно, если на её одежде появится ещё одна прореха. А некоторые действия Украины иначе как самоуничтожающими не назовёшь. В 2015 году ради уменьшения импорта российского газа Украина просто уничтожила своё производство органических удобрений, предприятия которого лишились сырья. Потери были колоссальными, а удобрения пришлось закупать в России. Российские санкции меркнут на фоне одной только этой глупости, которую Украина учинила из политических соображений.
Эффективность санкций ещё и снижается многократным уменьшением общего объёма экономических отношений с 2014 года. Российско-украинская торговля в 2018 году составила 11,7 миллиардов долларов или 30% от 2013 года (38,3 миллиарда). И это она ещё подросла: минимум был в 2016 году – 8,7 миллиарда. При этом Украина остаётся более зависимой от России, импортируя из неё в 2,5 раза больше товаров в денежном выражении, чем отправляя на экспорт. Половина украинского импорта – энергоносители: нефть, дизтопливо, сжиженный газ, уголь и топливо для атомных электростанций.
Прекращение поставок российских нефтепродуктов и ограничение поставок угля сразу отразилось на торговле: за первое полугодие 2019 года Украина импортировала из России меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Вот и выходит, что с одной стороны – санкции работают. С другой – они всё больше разрывают связи между двумя странами.