Экономика побеждает политику
За январь-ноябрь 2018 года Украина импортировала из России товаров на 7,4 млрд. долл. (на 17,1% больше, чем за аналогичный период 2017 года). В то же время, экспорт из нашей страны в РФ в денежном эквиваленте составил 3,3 млрд. долл. (на 7% меньше, чем годом ранее). То есть, отрицательное сальдо составило 4,08 млрд. долл.
За первые семь месяцев 2018 года Россия импортировала только во Львовскую область товаров на 135 млн. долл., что на 597,6% больше, чем за аналогичный период 2017 года. За тот же период Львовская область продала товаров в Россию на 24,1 млн. долл. – отрицательное сальдо превысило 111 млн. долл. Львовская область ведёт торговлю с 76 странами мира, её суммарное отрицательное сальдо составило почти 480 млн. долл. (положительный баланс имеется всего с 25 странами).
Эта ситуация весьма удивительна: политические отношения Киева и Москвы продолжают ухудшаться, введены взаимные экономические санкции, постоянно звучат призывы к отмене оставшегося пассажирского сообщения, разрыву дипломатических отношений и даже объявлению войны.
Несмотря на то, что отечественная власть хвастается тем, что не покупает российский газ, правильнее формулировать это утверждение иначе: мы не покупаем его напрямую у «Газпрома», но берём то же самое голубое топливо у европейских посредников и, естественно, дороже.
Несмотря на попытки найти альтернативу российскому топливу для АЭС, американский аналог компании Westinghouse оказался дороже и плохо подходит для отечественных реакторов.
К тому же, американцы, в отличие от россиян, не забирают своё отработанное топливо. Поэтому громкие требования отказаться торговать с «агрессором» являются исключительно политическими заявлениями: некоторые российские товары оказались незаменимыми для украинской промышленности.
Вынужденная мера
После пикового объёма в 29,1 млрд. долл. в 2011 году российский импорт сократился до 5,1 млрд. долл. в 2016 году. 2017 год дал прирост импорта из России на 38% – до 7,2 млрд. долл., а за 11 месяцев 2018 – ещё на 17%. То есть, за последний год рост составил 200 млн. долл. (0,1% от общего падения за эти 9 лет).
В 2011-2017 гг. Украина ежегодно и достаточно интенсивно сокращала российский импорт. И это не заслуга исключительно событий 2013-2014 гг. – за последние 2 года правления Януковича и Азарова импорт сократился на 20% (почти на 6 млрд. долл.).
В 2004 году доля российского импорта составляла 40,7%, сейчас – всего лишь 14%. И даже при росте на 2,3 млрд. долл. за последние 2 года доля российского импорта не изменилась – на уровне 14%.
При этом Россия всё равно остаётся для Украины самым крупным импортёром, ближайшие за ней – Китай и Германия, у которых по 11% в общей структуре украинского импорта.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырёв считает, что рост товарооборота обусловлен необходимостью куда-то экспортировать украинские товары.
Экспорт – ключевой источник роста экономики, так как только он (если не считать трудовых мигрантов) приносит в страну твёрдую валюту из-за рубежа. По условиям соглашения о ЗСТ с ЕС, квоты на украинские товары крайне малы, а если говорить о товарах с высокой степенью переработки – для них квоты или совсем мизерные, или их нет вовсе. Вот и приходится «скрипя зубами» и повторяя мантру об «окончательном прощании», торговать с Россией.
Также существует критический импорт, который необходим для функционирования промышленности. Кроме того, значительный удельный вес в товарообороте Украины с Россией занимает энергетический импорт в виде нефтепродуктов и угля.
За пять лет Украина так и не сформировала диверсифицированные источники закрытия энергетического баланса страны: реверсный газ, по сути, тот же российский, хоть в товарообороте учитывается как «европейский», белорусские бензин и солярка сделаны из российской нефти.
Единичные баржи с углём из ЮАР, США или Канады, встречаемые нашими министрами под звуки гимна, - это чистый пиар, причем крайне убыточный.
Российская солярка для украинской армии
Замещение этого импорта европейским не то, чтобы совсем невозможно, но проблематично из-за уровня цен – в России закупать энергоносители реально дешевле (даже «Нафтогаз» смог, наконец, усвоить эту истину). В общем, прекращение импорта из России требует специальных усилий, причём не факт, что украинское государство на них готово – солярка для украинской армии имеет безусловно российское происхождение,
– считает политолог Василий Стоякин.
Импорт будет расти
Рост импорта из России в Украину, даже несмотря на всю русофобскую политику официального Киева, свидетельствует об одном – неестественном состоянии нынешней Украины.
Непросто сразу взять и разорвать связи, складывающиеся столетиями. Невозможно принять логику целенаправленного разрушения эффективных экономических связей и проектов. Решения, принимаемые на самом верху Печерских холмов, идут вразрез с интересами не только отдельных отраслей и бизнесменов, но со здравым смыслом. Экономическая политика сегодняшней Украины сродни самоубийству, но организм, образно говоря, продолжает сопротивляться этому алогичному решению.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что импорт из России растёт, ведь наша экономика всё ещё настолько зависит от российской, что без этой связи её существование попросту невозможно. По его словам, сейчас РФ является главным поставщиком угля: 65% потребляемого Украиной угля поставляет нам «оккупант».
Россия является лидером и по поставкам нефтепродуктов – на её долю приходится 40%. Не говоря уже о том, что почти всё топливо для украинских атомных электростанций также поступает из России. Не можем мы обойтись без угля, ТВЭЛов и солярки. Заменить их поставками из Европы невозможно даже теоретически.
Сравнивать товарооборот Украины с Евросоюзом и Россией – некорректно
Политики любят сравнивать объёмы торговли Украины с ЕС и с РФ. Но в ЕС 28 стран, и население 510 млн., а в РФ – 145. То есть в Евросоюзе – в 3,5 раза больше. А товарооборот – 40 и 11 млрд. долларов соответственно, т.е. в 3,6 раза больше. Так что, невзирая на 5-летний упорный труд по разрыву экономических связей, цифры остаются сопоставимыми.
Импорт из России растёт по сравнению с первыми послемайданными годами, когда новая власть ломала всё, как слон в посудной лавке. Но бизнес уже научился выживать в этих условиях.
А Украина теперь, по своей глупости, импортирует то, в чём раньше необходимости не было, например, уголь. И теперь антрацит Донбасса делает круг и попадает под статью импорт.
Несмотря на рост, объём ещё далёк от уровня 2012 года (тогда было 26,6 млрд.). И это без учёта поставок российского газа, который в Киеве называют словацким.
Москва готова развивать сотрудничество с Киевом и наращивать торговлю – об этом говорил президент РФ Владимир Путин в декабре 2018 года на своей пресс-конференции. Но это идёт вразрез с официальной русофобской идеологией постмайданного киевского режима.