1 ноября в порту Мариуполь на Азовском море правоохранительные органы Украины арестовали три тысячи тонн груза судна под флагом Либерии. Судно должно было загрузить металлоизделия с Алчевского металлургического комбината и доставить их в Бельгию. Предприятие находится на территории ЛНР и не контролируется властями Украины.
Об этом сообщил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в Facebook. Луценко отметил, что это ответ Украины на российские санкции. Украинский генпрокурор добавил, что лица, причастные к перевозке груза, будут привлекаться к уголовной ответственности за финансирование терроризма.
Договорняк между российским бизнесом и киевскими властями
В этом внешне значительном и громком событии всплывает больше вопросов, чем даётся ответов.
Во-первых, не ясен маршрут судна. Луценко пишет, что оно шло из российского порта в Бельгию. Исходя из этого, большинство СМИ написали о перевозке груза с Алчевского меткомбината из России в Бельгию. Конечно, можно представить, что продукция комбината была сначала ввезена в Россию по железной дороге, а уже потом погружена на судно. Например, в Новороссийске. Однако тогда совершенно неясно, зачем судну заходить в Мариуполь.
Вероятнее другое: судно порожняком пришло из российского порта на Азовское море, чтобы забрать в Мариуполе металл из ЛНР и отвезти его в Бельгию. Об этом же говорят фото со страницы Луценко, где металлоизделия находятся на территории порта, а не на судне. Выгружать арестованный груз не стали бы. Да и не успели бы к моменту публикации.
Алчевский меткомбинат прекратил работу после блокады Донбасса Украиной в начале 2017 года, но примерно через год-полтора полностью восстановил производство в кооперации с российской стороной. Но, как видно, АМК продолжал экспортировать продукцию через Украину. Это значительно дешевле, а значит – прибыльнее для владельцев.
То есть речь идёт о договорняке между российским бизнесом и киевскими властями о тайном провозе продукции с неподконтрольных территорий. Фактически – контрабанде. И вот теперь этот договорняк Украина нарушила.
Во-вторых, не вполне понятно, по кому, собственно, бьёт контрсанкция. Алчевский металлургический комбинат принадлежит корпорации Индустриальный союз Донбасса, которой на паях владеют пулы украинских (49,9% акций) и российских (50,1%) бизнесменов. С украинской стороны это – Олег Мкртчан, Сергей Тарута и Виталий Гайдук.
Тарута – публичный украинский политик, поддерживающий нынешнюю власть и пользующийся её доверием, бывший в сложном для власти 2014 году губернатором Донецкой области. Гайдук также полностью лоялен власти. Мкртчан в 2018 году подвергся в России преследованиям по экономическим мотивам и провел не менее четырёх месяцев под арестом.
Можно предположить, что украинские совладельцы утратили фактический контроль над своими активами в ЛНР и контрсанкции Украины им безразличны. Но это маловероятно: до сих пор, невзирая ни на какие военно-политические конфликты, обе стороны соблюдали священное право частной собственности.
Порошенко отомстил за санкции
Фактически сам президент Петр Порошенко, который монопольно контролирует контрабанду из ЛДНР (Луценко – просто исполнитель), наносит ответный удар в чувствительное место российскому бизнесу. Игнорируя даже возможные потери лояльных украинских бизнесменов.
Возможно, мстительный по характеру Пётр Порошенко был очень разозлён введением РФ санкций на следующий день после реализации договора о взаимном обмене задержанных российских и украинских моряков.
В целом арест груза в Мариуполе следует понимать однозначно: Украина заявляет о нежелании поддаваться на санкционное давление и соблюдать договорняки не на своих условиях. А значит – российские санкции, направленные прежде всего на склонение украинского президента к неким негласным договорённостям, скорее всего не сработают.