Мозаика идеологий
Разделяет «проукраинскую» и «пророссийскую» сторону не только идеология. Но идеология играет в нём ключевую роль. При этом российско-украинский идеологический конфликт нельзя свести к простому противостоянию «проукраинская vs. пророссийская» идеология. Каждая сторона – это не монолит, а сложный пазл из разных групп, объединённых общим направлением, но с разными мотивами, целями и мировоззрением.
Эта мозаика объясняет, почему конфликт такой запутанный и эмоциональный: люди борются не столько за «Украину» или «Россию», сколько за свои личные версии будущего для себя.
Три колонны Евромайдана
Ростки российско-украинского конфликта можно найти ещё в СССР. После превращения УССР в независимую Украину (у которой, кстати, так и нет официального названия) он оформился в скрытое, но отчётливое противостояние. И, наконец, принял открытую форму во время так называемого «Евромайдана», кульминацией которого стала трагедия 2 мая в Одессе.
В ходе того противостояния сторонники госпереворота состояли из трёх очень разных групп: футбольных хулиганов, либералов-западников и украинских националистов. Именно поэтому у них было целых три лидера – Кличко, Яценюк и Тянибок. Каждый из них возглавлял свою собственную условную колонну, наступающую на режим Виктора Януковича.
Рассмотрим все эти категории подробнее.
Украинские футбольные хулиганы
Ультраправые националистические движения часто тесно связаны с околофутбольным движением. Футбольные хулиганы имеют своё специфическое представление о патриотизме, которое они реализуют в потасовках с такими же футбольными хулиганами из других стран.
В Евромайдане участвовали три разных силы, каждая из которых имела своего собственного лидера.
Моральным лидером футбольных хулиганов во время событий «Евромайдана» был прославленный боксёр и бывший рекетир из банды «Рыбки» Виталий Кличко. Склонность к насилию этой категории была грамотно канализирована в нужное русло. Их быстро объединили в праворадикальную организацию «Правый сектор», которая стала главным силовым тараном переворота.
В июле 2014 года на базе «Правого сектора» было сформировано военизированное формирование ДУК ПС – Добровольческий украинский корпус. Корпус участвовал в боевых действиях в Донбассе, при этом позиционировал себя как добровольческий и официально не входил в состав ВСУ или Нацгвардии.
В ходе боевых действий ДУК ПС проявил себя слабо – в основном, из-за низкой дисциплины. Из-за этого в 2023 году он был преобразован в 67-ю отдельную механизированную бригаду, но позднее её боевой костяк начали переводить в другие части ВСУ из-за внутренних проблем и потерь позиций.
На сегодня этот компонент «проукраинских» сил практически нивелирован.
Либералы-западники
Значительную часть массовки составляли либералы-западники. Их идеал – Украина как Франция периода Холодной войны, то есть конца XX века. Это люди, воспитанные на западных фильмах и имеющие идеализированное представление о жизни на Западе.
Их политическая позиция основывается на простой картине мира, в которой Украина находится как бы посередине между Западом и Россией. Соответственно, любое удаление от России ими воспринимается как приближение к вожделенному Западу.
Россия как СССР 2.0
Зачастую к этому добавляется убеждённость, что Кремль мечтает включить Украину в состав России. Рациональные аргументы тут не работают, работает пропагандистская логическая конструкция: «Украина была частью СССР. Современная РФ – это СССР 2.0. Следовательно, РФ неизбежно стремится включить Украину в свой состав». В западной пропаганде этот тезис преподносится как «имперские амбиции Москвы».
[Бабка с красным флагом]
Как видим, ключевой момент этой шаткой конструкции – это абсурдное утверждение о том, что РФ – это по сути тот же Советский Союз. СССР был построен на социалистической экономике с государственной собственностью на средства производства и плановой системой. Современная Россия – это капиталистическая экономика с частной собственностью на средства производства – точно такой же как в любой другой стране Запада.
Идеологически СССР продвигал идеологию марксизма-ленинизма, тогда как современная Россия опирается на прагматичный авторитаризм с закреплённым в Конституции отказом от государственной идеологии.
Где же украинские западники увидели в современной России черты СССР? А это результат совместной работы западной и российской пропаганды. В этом вопросе они, что называется, дуют в одну дуду. Но если цели глобалистов в этом вопросе понятны и они (с их позиции) вполне разумны, то зачем российская пропаганда занимается откровенным вредительством – тема для отдельной статьи.
Другие факторы
Немалую роль в данной аудитории играет и фактор идеализации Запада, представление о котором сформировано на основе художественных фильмов и пропагандистских телепередач.
Украинские либералы-западники – это люди в большинстве своём образованные, в какой-то мере можно сказать, что интеллигентные. Грубость манер, неотёсанность и невежество Виктора Януковича их раздражала и унижала. Их моральным лидером на Евромайдане был интеллигентный полуамериканец Арсений Яценюк. Обещание пресловутой Ассоциации с Евросоюзом было рассчитано как раз на них.
Этнически это люди абсолютно разных национальностей, но в своём большинстве – русские. Но с преследованием русского языка они готовы мириться, поскольку материальный фактор – грубо говоря, деньги – для них являются наивысшим жизненным приоритетом. Культурный же фактор для них глубоко вторичен.
* * *
В настоящее время в этой среде происходят глубокие перемены. Огромное число людей выехало из Украины на вожделенный Запад в роли беженцев, где они быстро убедились, что их представление о жизни в этих странах сильно устарело. Часть в глубоком разочаровании вернулась обратно.
Другая часть пытается закрепиться и выжить там, но Запад уже никто не идеализирует. Теперь они ненавидят Россию и русских за то, что по их мнению, из-за них они лишились своей родины и вынуждены выживать на чужбине. О том, что во-первых, они сами хотели в Европу и во-вторых, Россия – это не национальное государство русских, им говорить бесполезно. Это слишком сложно для их понимания.
Украинские националисты
Российские СМИ в стиле советской пропаганды всех противников РФ называют «украинскими националистами». Чем в значительной степени искажают суть российско-украинского конфликта. Националисты на самом деле есть, но всё равно это лишь одна из уже четырёх основных антироссийских сил на Украине.
Идеал будущего Украины у националитов – это что-то среднее между шевченковской классикой «Садок вишневий коло хати, хрущі над вишнями гудуть» и известным нацистским лозунгом «Ein Reich, ein Volk, ein Führer».
В их больном сознании благосостояние страны напрямую зависит от её этнической чистоты и степени изоляции от России. В последнем вопросе имеется важное уточнение, имеющее непосредственное отношение к сути российско-украинского конфликта: мотивация негативного отношения к России и русским у них принципиально отличается от западников.
Западники рассуждают в русле ложной, но всё же логики. То есть их позиция является псевдорациональной. Лично они не против России и русских, лишь бы они не мешали им (как им кажется) интегрироваться в западное сообщество.
Для украинских националистов Россия и русские – враг экзистенциальный. Такое их отношение основано не на ложных рассуждениях, как у западников, а на эмоциях обиды и ненависти.
Для этой аудитории западной пропагандой было создано и активно продвигается несколько мифов. Не раскрывая их вопиющей лживости, просто перечислим некоторые: «Русские в СССР запрещали украинцам говорить на украинском языке», «Русские устроили украинцам голодомор – геноцид при помощи искусственного голода» и т.д.
Как нетрудно догадаться, лидером националистов на Майдане был Олег Тягнибок. Как видим, социология Майдана была хорошо просчитана и три лидера появились совсем не случайно.
Впоследствии, во время войны в Донбассе и после, в ходе СВО националисты предпринимали немало попыток формирования различных добровольческих подразделений. Власти им охотно шли навстречу, но какой-то значимой военной силой на поле боя они так и не стали. Основную тяжесть военного противостояния с ВС РФ несут обычные ВСУ, укомплектованные аполитичными простолюдинами.
Приспособленцы
После победы госпереворота 2024 года и легитимизации Западом киевского режима к вышеперечисленным трём категориям добавилась четвертая. Это прагматики, обычные граждане, принявшие сторону киевского режима из чувства самосохранения или карьерных амбиций.
Прагматики – это обычные граждане, военные, политики, которые поддерживают Украину не из идеализма, а из необходимости.
Это огромное число военных, сотрудников полиции, СБУ, всех других силовых и государственных структур, которые выбрали проукраинскую сторону не из идеологических соображений, а просто в силу сложившихся обстоятельств. Они бы верой и правдой и дальше служили травоядному режиму Януковича, но к власти пришли хищники и все они стали перед моральным выбором: становиться хищниками самим или остаться без средств к существованию. Подавляющее большинство выбрали первое.
В душе они были против переворота и его последствий: насильственной украинизации, уничтожения православной церкви, продвижения глобалистской ЛГБТ-повестки и так далее. Но они вынуждены были продолжать службу или работу в государственных органах чтобы сохранить свой социальный статус и доходы.
Разумеется, среди этой категории огромное количество этнических русских и представителей других национальностей, причём они могут занимать самые высокие государственные посты.
После начала широкомасштабного конфликта некоторые из этой категории стали стремительно обогащаться за счёт контрабанды оружием, продажи отсрочек и освобождения от мобилизации, торговли наркотиками, вымогательства денег у подчинённых военнослужащих и даже ритуальных услуг.
Ложный прагматизм приспособленцев
На первый взгляд может показаться, что позиция приспособленцев цинична, в какой-то степени аморальна, но зато прагматична, и это её оправдывает. На самом деле это близорукая позиция, которая, может, и приносит позитивные результаты в кратковременной перспективе, но обрекает человека на жизненную неудачу в будущем.
То, что выбор стороны зла (а киевский режим и стоящие за ним глобалисты являются безусловным злом) может принести краткосрочную выгоду, но в долгосрочной перспективе неизбежно приведёт к жизненному банкротству известно ещё со времён Аристотеля. Об этом писали многие философы. В частности, Жан-Поль Сартр и другие экзистенциалисты утверждали, что предательство своих ценностей может дать сиюминутную выгоду, но в итоге приводит к отчуждению и утрате смысла жизни.
Но в данном случае речь идёт, скорее, о всеобщей катастрофе, а не о личной. Режим, сплочённый только ненавистью к России нежизнеспособен в принципе. Это одноразовый политический инструмент, созданный глобалистами против России. И он будет ими без сожаления отброшен когда станет непригодным для дальнейшего использования. От такого нужно держаться подальше чтобы не быть внезапно похороненным под его обломками – даже если здесь и сейчас это кажется выгодным, а что-то менять не хочется.
Те, кто не стал служить преступному режиму и уволился из идейных соображений, были считанные единицы, но они тоже были! Чем обрекли себя на временные неудобства. но зато спасли свои души, да и тела, по всей видимости, тоже.
Эволюция российско-украинского конфликта
Российско-украинский конфликт за время своего существования претерпел существенные изменения. Будучи изначально этническим, с течением времени он перерос в идеологический, где против России и русским единым фронтом выступили сразу несколько различных категорий украинских граждан. У каждой из этих социальных групп было своё видение мира и будущего своей страны. Но все они были объединены эгоизмом, цинизмом, жадностью и ненавистью к России.
Затем российско-украинский конфликт институализировался, из-за чего добавилась ещё одна довольно многочисленная категория приспособленцев или прагматиков. Однако это и самая нестабильная группа – при изменении жизненных обстоятельств они с удовольствием будут служить любому режиму который будет их обеспечивать средствами к существованию.
В 2025 году суть российско-украинского конфликта снова изменилась. Идеологическая мозаика постепенно упрощается, вместо этого на первое место выходит геополитическое противостояние. Конфликт, который начинался как гражданская война на обломках советской империи, оказался вплетённым в многомерную схватку между США, глобалистами и Китаем.
Кто выйдет из этой схватки победителем пока неясно, поэтому конфликт будет продолжаться. В этом – вся его суть.