Дискуссия вокруг статьи Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» не только не затихает, но разгорается с новой силой. После коротких и поверхностных «патриотических» комментариев последовали серьёзные аналитические работы.
С одной из них – Статья Путина о единстве народов: профессиональный разбор – мы уже знакомили наших читателей. В ней историк Денис Селезнёв дал развёрнутый анализ исторической части статьи Путина. В своей статье «О будущем украинского и русского народов» Виктор Медведчук разобрал её политическую часть.
Что у Путина на уме, то у Медведчука на языке
Российский президент очень близок с Виктором Медведчуком и неоднократно показывал, что желает иметь дело в украинских вопросах именно с ним. То есть, это тот человек, которого Путин хотел бы видеть лидером Украины. А это в свою очередь позволяет лучше понять что на самом деле думает российский лидер об Украине и украинцах.
То есть рассматривать работу Виктора Медведчука нужно не просто как комментарий оппозиционного политика, а как непосредственное дополнение и расширение первоначального материала. Читаем Медведчука – подразумеваем, что именно это или почти это думает об Украине и украинцах Владимир Путин.
Среди прочего Медведчук указывает на самое главное, чего совершенно не поняли в Киеве:
Статья В. Путина – не просто историческое исследование, а сигнал, который запускает определенный политический процесс.
Что же это за сигнал? Вы обязательно этого коснёмся. Прежде рассмотрим, по мнению Медведчука «три главных изъяна современного украинского государства, которые не дают сделать из Украины современную конкурентоспособную страну».
Изъян №1: украинский национализм
Украина, где проживают представители более 130 национальностей и народностей, решительно взяла курс на мононациональную страну.
С точки зрения хуторянского мышления все очевидно: раз страна называется Украина, то и язык должен быть только украинским, и население должно быть исключительно украинцами, и история должна писаться исключительно в русле украинской государственности,
- пишет Виктор Владимирович. По его мнению, это тупиковая стратегия, которая загоняет страну в национальную резервацию. Он не верит в успех нынешнего этапа насильственной украинизации русской половины Украины, поскольку «ведь и у УССР за столько лет не вышло украинизации, а она была, и серьезная».
... идентичность многомиллионной страны, живущей в XXI веке в центре Европы, говорящей на разных языках, исповедующей разные религии, чествующей разных героев и по-разному оценивающей исторические события, нельзя строить на принципах, близких лишь части населения – НЕВОЗМОЖНО.
Вот так, выделил даже строчными буквами. А вот социология говорит как раз о другом. Украинизация продвигается, может быть, не такими темпами, как кому-то хотелось, но вполне ощутимыми. Советская украинизация проходила в жёсткой насильственной форме только довольно непродолжительное время. Во времена же так называемого советского застоя украинизация проходила в очень мягкой форме – в виде обязательных вывесок на мове и тому подобной бутафорской форме. А так всё делопроизводство велось на русском языке и за незнание украинского с работы уже никого не выгоняли и на партсобраниях не чихвостили.
На самом деле любые длительные целенаправленные усилия приносят результат. Украинизация есть, она вполне успешна, современная молодёжь уже полностью двуязычна. Причём двуязычие, к которому они уже привыкли с детства, их совершенно не тяготит и кажется естественным.
Очевидно, что одна только украинизация не может стать полноценной идеологией существования государства в современном мире, и её дополнили другой целью – превращением Украины в «анти-Россию», и эта цель быстро становится основной. Она абсолютно не выгодна украинскому народу и является продуктом, навязанным украинской власти диктатом западных стран в формате внешнего управления, которое, к сожалению, осуществляется в стране.
Здесь Медведчук повторяет общеизвестный тезис о том, что Украина перешла под внешнее управление США. А что делают колонии в советской мифологии? Конечно же, освобождаются от гнёта колонизаторов. И такой прозрачный намёк на это присутствует. Не это ли тот самый «определённый политический процесс»? Россия готова помочь украинцам освободиться от гнёта колонизаторов.
Это попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Информационные технологии с тех пор немного изменились, и теперь человека в зазомбированном состоянии можно удерживать как угодно долго, лишь бы телевизор не выключал. Поэтому украинцы ни разу не хотят освобождаться, они в большинстве своём искренне верят русофобской пропаганде, которой Россия не противоставляет по сути ничего. «Платить политологам за сайты» в Москве, как известно, не хотят. Результат - за окном.
№ 2: Разрыв интересов власти и народа
Советский Союз, приращивая территории УССР, не ставил задачей создание этнической республики. А если теперь руководство Украины поставило задачу создать моноэтническое государство, то это автоматически подрывает основы обретения Украиной независимости, поскольку эта независимость подразумевала многонациональное украинское государство, а не то, в котором многомиллионное русское и русскоязычное население в таком случае обретает статус колониального народа.
Спасибо за упоминание того, что на Украине, оказывается, есть русские. Но тут же не удержался от того, чтобы не прилепить этот нелепый термин «русскоязычные».
Украинская власть целенаправленно избрала идеологию управляемого пограничного государства, главной задачей которого является проводить тотальную антироссийскую политику даже в тех сферах, где это идет в ущерб себе и своим гражданам. Такая позиция не обеспечивает гражданам никакого видения будущего.
Вполне можно согласиться, что гражданам от такой политики ничего хорошего. Но с чего Медведчук взял, что такая политика наносит ущерб украинской элите? Как раз наоборот, для элиты она крайне выгодна. Русофобия – это крайне востребованный на Западе товар, который они и продают с немалой выгодой для себя.
И почему же такая позиция не обеспечивает гражданам никакого видения будущего? После переворота 2014 года Украина, можно сказать, впервые обрела целостную идеологию, смысл существования как государство – со своим мифологизированным прошлым и романтизированным будущим. Горящий Кремль, украинские танки на Красной площади, бомбы на Воронеж – всё это присутствует в мечтах политического украинца. И этого он, кстати, нисколько не скрывает, даже бравирует этим.
И все эти систематические действия как раз и говорят о противоречии в интересах власти и народа Украины.
Ну, это вообще не смешно. А когда это интересы власти и народа совпадали? Такого нет и не было никогда и ни в одной стране мира.
Потому что украинскому народу чужда антироссийская истерия, поскольку он хочет жить в своей стране, а не заниматься разрушением соседней.
Кто дал право Медведчуку говорить от имени народа Украины? На последних выборах в 2019-м году его политическая сила «Оппозиционная платформа – За жизнь» получила поддержку 13% избирателей. Вот, может эти 13% и на самом деле хотят «жить в своей стране, а не заниматься разрушением соседней». В то время как четыре националистические партии (которые как раз и заточены на «разрушение соседней») совокупно получили 26%, то есть ровно в два раза больше!
Конечно, не стоит зацикливаться и на этих результатах. Общественное мнение – это пластичная субстанция, которая под воздействием пропаганды легко меняется в любую сторону. И сегодняшний национализм и русофобия украинцев – не более чем результат длительной и целенаправленной пропаганды.
Но факт остаётся фактом. Поэтому если Медведчук действительно хочет, чтобы жителям Украины стала «чужда антироссийская истерия», ему нужно не выдавать желаемое за действительное, а разворачивать свои средства контрпропаганды. А именно – эмигрировать из Украины (ибо на самой Украине этого просто не дадут сделать) и организовывать нормальные адекватные СМИ. Однако он этого почему-то не делает, а продолжает транслировать замшелый советский миф о дружбе народов.
№3: Политический идеализм
Третий, и важнейший изъян, на который указывает В. Путин: украинская государственность строится исходя не из прагматичных соображений, а из романтических «хотелок».
Виктор Владимирович, любая государственная идеология строится именно на «хотелках», как вы изволили выразиться. Прагматичные соображения это «надо было сдаться немцам и пили бы «Баварское»». Но наши предки почему-то не пошли по пути такого прагматизма и победили. Наши, не ваши. Ваш отец, как раз был таким «прагматиком», пойдя полицаем к немцам.
Украина вечно выпускает синицу из рук, не пытаясь поймать журавля в небе. Возможно, строить самолеты с ЕС куда выгоднее, чем строить их с Россией. Только Украина и с ЕС их не начала строить, и с Россией прекратила, и так с любой высокотехнологичной продукцией.
Кто вам сказал, что нынешней украинской элите нужны самолёты? Нынешняя украинская элита, как вы же совершенно точно сказали, имеет хуторское мышление. О каких самолётах может идти речь в рамках хуторского мышления?
Нужно понимать, что в основе данной антироссийской идеологии лежат не интересы своего народа, а интересы тех, кого нынешняя власть пытается защитить собой. Власть надеется, что ситуация враждебности между Россией и Европой/США будет продолжаться бесконечно долго, ведь в таком случае антироссийское государство якобы будет необходимо Западу ‒ его будут финансировать, вооружать, но рано или поздно от его услуг откажутся.
Ну вот, вы сами и подтвердили, что русофобия – это отличный, ликвидный товар на внешнем рынке. Но им почему-то торговать не нужно, потому что в будущем этот товар не будет востребован. Хоть пояснили бы, на каком основании вы делаете такой прогноз.
Но нужно ли сегодня Европе государство, главной задачей которого будет сдерживание России? Ответ очевиден – нет.
Да как же нет, если вы буквально абзацем выше говорите как раз об обратном?
Государство с нынешней антироссийской, мононациональной идеологией не может служить интересам своего народа по определению.
Повторим ещё раз: ни одно государство в мире никогда в истории не служило интересам народа. Государство – это механизм удержания власти элиты над народом, поэтому государства служат только интересам элиты. А сейчас вообще идёт процесс размывания государств и переход власти от национальных элит к глобальным. Но это для Медведчука уже совсем сложно, он предпочитает транслировать пропагандистские тезисы времен СССР.
Угроза Украине как государству
Сведение смысла украинской государственности к противостоянию с Россией автоматически уничтожает этот смысл, если Европа и Россия договорятся. И тогда государство Украина становится ненужным, и неважно, кем будет контролироваться эта территория. Процесс сближения Европы и России раздавит современную Украину, сделает её ненужной, лишним политическим фактором, раздражителем, территорией раздора. И этот процесс запущен, можно обвинять в этом Россию, но больше всего тут постаралась украинская власть, которая избрала примитивную и глупую стратегию.
Теоретически с этим можно было бы согласиться, но практически мы не видим не только никакого сближения Европы и России, но даже слабых признаков стремления Европы к такому сближению. Да, Москва очень хотела бы сблизиться с Европой, да вот незадача: в Европе такое желание напрочь отсутствует. И всё, что остаётся, это опять же выдавать желаемое за действительное.
Сегодняшние политики считают, что если Украина войдет в ЕС и НАТО, то это автоматически избавит её от того, чтобы считаться с Россией. Ну да, в этом случае с Москвой будут говорить в Брюсселе и Вашингтоне, а Украину никто и слушать не будет. Впрочем, сейчас уже так и происходит.
Кто же сказал, что киевская элита этого не хочет? Она именно что и хочет избавиться от обузы независимости, видя в своих американских хозяевах банальную бандитскую крышу, которая даст им возможность беспрепятственно грабить свой народ. И это работает. Другое дело, что американские хозяева оказались не такими уж благородными бессребрениками и сами не брезгуют зарабатывать на Украине, но элите пока тоже нормально обламывается.
Киевский мечтатель
Используя статью Путина как повод, Виктор Медведчук разворачивает целую политическую программу. Её суть не нова: волки мирятся с овцами и все вместе дружно работают на благо своей страны, тесно сотрудничая с Российской Федерацией.
Программа абсолютно утопическая по многим причинам. Во-первых, нет и не может быть никакого примирения между потомками победивших фашизм советских воинов и потомками полицаев и бандеровцев. Потомки бандеровцев это прекрасно понимают и ни с кем примиряться не собираются, а вот русским снова подсовывают эту тухлую идею примирения.
Современная политическая ситуация в Украине ставит перед миллионами русскоязычного населения непростую дилемму. Либо сохранить свой язык и культуру, но предать украинское государство, стать гражданами другой страны, в данном случае России, тем более что из Украины их выталкивают, а в Россию приглашают. Выход из ситуации очень простой – создавать современное правовое мультикультурное государство, а не пытаться колонизировать свои же территории.
Всё верно, вот только нет никакого «русскоязычного населения», а есть русские граждане Украины – сначала брошенные, а потом обманутые. И первое, с чего нужно начинать оздоровление общества – это объяснять людям, что они никакие не «русскоязычные» а просто русские.
Выводы
Если принимать статью Виктора Медведчука как некую интерпретацию позиции Кремля по отношению к Украине, то можно сделать следующие выводы.
- Концептуальное понимание Кремлем Украины и украинцев никак не эволюционировало за последние 30 лет украинской независимости. По сути к украинцам по-прежнему относятся в духе советской пропаганды – как к смешным усатым дядькам, пьющим горилку и по любому поводу отплясывающим гопака.
- В Кремле по-прежнему отказываются признавать наличие на Украине нескольких десятков миллионов русских, предпочитая называть их эвфемизмом «русскоязычные украинцы».
- В Кремле опасаются возобновления полномасштабной войны на Донбассе и, наконец, поняли, что Киев понимает только язык угроз. Весной 2021 года наступление удалось остановить демонстративной переброской российских войск к границе с Украиной. Теперь вышла статья, прямо говорящая о том, что половина территории Украины – это исторические земли России.
По идее такие тезисы должны испугать киевский режим и охладить его амбиции на донбасском и крымском направлении. И вообще, статья Путина действительно может означать кардинальное изменение внешней политики: теперь Киев будут пугать.
Насколько это так и насколько это будет эффективно – покажет ближайшее будущее.