Не так давно главой Отдела по делам религий и национальностей Львовской областной государственной администрации был назначен активный пропагандист ПЦУ Дмитрий Горевой, называющий себя религиоведом. Если ранее его многочисленные манипулятивные публикации на церковную тему были лишь частным мнением одного из членов медиа-пула ПЦУ, то сейчас каждое его высказывание – это уже позиция власти.
Одиозный чиновник уже успел отметиться на своем посту, заявив, что несколько раз отказывал общинам УПЦ в перерегистрации уставов или смене руководителя. По мнению чиновника, для этого общины должны изменить свое название на «русская православная церковь в Украине» (РПЦвУ).
Общественный союз «Миряне» уже обратился к Львовской областной государственной администрации с просьбой уволить Дмитрия Горевого в связи с несоответствием занимаемой должности. Неизвестно, как отреагируют на этот призыв в Львовской ОГА, мы же просто разберем один из примеров «творчества» Дмитрия Горевого и выясним, насколько оно сочетается с его работой госслужащего.
Как спутать всё, что только можно
В качестве примера мы решили разобрать один из его многочисленных видеороликов на youtube-канале DetectorUA, под названием: «Как Российская Церковь аннексировала украинские земли Константинополя».
Уже в самом названии горе-историк умудрился допустить целый ряд исторических и смысловых ошибок. Имеет смысл проанализировать сказанное, во-первых, для того чтобы уяснить для себя историческую правду, а во-вторых, чтобы очередной раз убедится в том, насколько нелепы аргументы пропагандистов ПЦУ, ставших теперь людьми, которые определяют политику государства в религиозной сфере.
В своем ролике Дмитрий поставил себе задачу опровергнуть статью «Вернет ли себе Константинополь Киевскую митрополию?», которая была опубликована на сайте СПЖ 17 августа 2018 г. ещё до того, как Константинопольский патриархат учинил в Украине все последующие беззакония.
Идея об отмене передачи Киевской Митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в 1686 г. только-только была озвучена в Константинопольском патриархате, и в статье приводились аргументы в пользу того, что такая отмена была бы верхом абсурда. Один из таких аргументов состоял в том, что Киевская Митрополия образца 1686 г. и Украинская Православная Церковь образца 2018 г. – это далеко не одно и то же, несмотря на то что УПЦ – это наследница той самой исторической Киевской Митрополии.
Нынешняя УПЦ не только гораздо более многочисленна по количеству общин, монастырей, духовных учебных заведений, но и гораздо больше по территории. Кроме того, часть исторической Киевской Митрополии образца 1686 г. сейчас находятся на территории прибалтийских государств и Беларуси. В статье приводилась карта, показывающая примерное соотношение того, что передал Константинополь в 1686 г., и что он пытается забрать сейчас.
И вот Горевой взялся доказать, что Константинопольский патриархат владел и большинством остальных «украинских земель», а «Российская Церковь» это все «аннексировала». Понятно, что перед пропагандистом поставили задачу опровергнуть вышеупомянутую статью, показать своей аудитории какой Константинопольский патриархат хороший, а Московский – плохой, но для того, чтобы выполнить данное задание, ему пришлось спутать все, что только можно и нельзя.
Аннексия
Во-первых, слово «аннексия» (от латинского аnnexio, что означает «присоединенный») — это насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.
Согласно Резолюции XXIX Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1974 г. аннексия является видом агрессии. То есть это юридический и политологический термин, который используется в международном праве только по отношению к государствам. Религиозная организация не может по определению ничего аннексировать. А то, что Горевой употребляет этот термин по отношению к Церкви, лишний раз показывает, насколько далеки адепты ПЦУ от Евангельского понимания Церкви как единого Тела Христова. Разве может Тело Христово что-то у себя же «аннексировать»?
Украинские земли
Термин «украинские земли» действительно существовал и, более того, именно в XVII веке он становится преобладающим на европейских картах и в официальных документах.
Но до XVII века земли, которые занимает современная Украина, чаще всего обозначались как «Русь», «Росия», «Рутения», «Червоная Русь», «земля казаков», «Малоросия», «Гетманщина». Но политическая власть Византии, а затем Османской империи на эти земли не распространялась.
Можно говорить о политической власти Византии над древними греческими городами в Крыму, а также о власти Крымского ханства, находившегося в определенные периоды истории в вассальной зависимости от Порты. Но Крым не входил в понятие «украинские земли» вплоть до 1954 г., когда Президиум Верховного Совета СССР передал полуостров в состав Украинской ССР.
Поэтому «украинские земли» никогда не принадлежали Константинополю, а, соответственно, их нельзя было у Константинополя забрать (аннексировать, в терминологии автора).
Справедливости ради можно упомянуть о том, что в результате русско-турецких, русско-польских и польско-турецких войн XVII века турки и подвластные им крымские татары некоторое время владели землями на Подолье и в некоторых других частях Украины, но гордиться этим нельзя, поскольку мусульмане просто начисто вырезали на этих землях местное население и угоняли его на невольничьи рынки востока.
В общем, спутал политическое с религиозным.
Дмитрий Горевой о Крыме
Как уже было сказано выше, Крым стал относиться к «украинским землям» только с 1954 г. До этого его населяли греки, готы, скифы, татары, русские и так далее. Условно можно говорить о государственности в греческих городах, а затем о власти Генуэзской республики в некоторых частях Крыма.
Государственность Крымского ханства была очень условной, если была вообще, поскольку крымский хан был вассалом турецкого султана. Наконец в 1783 г. Крым вошел в состав Российской империи.
Но Дмитрий Горевой, отнюдь не смущаясь, включает Крым в состав «украинских земель» Константинополя, аннексированных «Российской Церковью», и преподносит как нечто ужасное присоединение Крыма к России и исход из полуострова христианского населения.
Горевой:
Первые ростки христианства проросли в Крыму. Христиане поселились там еще в первом столетии. Вскоре там образовалась Готская епархия. Крымские епископы даже участвовали в VI и VII Вселенских соборах. Вообще история христианства в Крыму очень пестрая, чрезвычайная и драматическая. Церковная жизнь существовала там довольно долго, хотя и с определенными перерывами. Но переломным моментом стала аннексия Крыма Российской империей. Екатерина II в 1779 году издала Указ или Высочайшую грамоту, как тогда говорили, которой переселяла все христианское население из Крыма в Приазовье.
Переломным моментом церковной жизни Крыма стала аннексия полуострова Российской империей.
Во-первых, Горевой в своем кратком описании истории крымских христиан представил всё так, как будто сначала там был расцвет христианства, а затем «злая» Екатерина взяла и его уничтожила, переселив христиан в Приазовье.
Но стоит только немного глубже копнуть историю и становится ясно, что «переломным моментом» в истории христианства в Крыму является не его аннексия, а как раз захват Крыма этими самыми татарами в XV веке. С этого момента Крымское ханство, которое находилось в вассальной зависимости от Османской империи, становится центром работорговли.
В рабство продавались как крымские христиане, так и население собственно Украины, тогдашней Малороссии, которое татары захватывали во времена своих очень частых набегов.
Крымским же христианам было запрещено ставить кресты, ремонтировать и строить храмы, совершать богослужения. Их часто использовали на принудительных бесплатных работах и заставляли платить особый налог «джизью».
Для богослужений христиане собирались уже не в роскошных храмах, а в частных домах, пещерах и землянках. Положение христиан в Крымском ханстве было ещё более плачевное, чем в собственно Османской империи.
До присоединения Крыма к России христианам было запрещено ставить кресты, ремонтировать и строить храмы, совершать богослужения.
Рассвет христианства в Крыму как раз начинается после включения полуострова в состав России. Огромное количество храмов, монастырей, библиотек и духовных школ построено вскоре после этого события. Крымские христиане наконец-то вздохнули свободно, избавившись от власти причинивших им столько зла татар. Но у Дмитрия Горевого всё наоборот.
Во-вторых, чиновник-пропагандист солгал. У него Екатерина сначала захватывает Крым, а затем переселяет оттуда христиан. На самом деле всё было наоборот. Крым был аннексирован Россией в 1783 г., а исход христиан в Приазовье произошел в 1778 г., т.е. на 5 (!) лет раньше, когда Крым еще был под властью Крымского ханства.
Произошел этот исход вовсе не по указу Екатерины, а в результате международного соглашения между Крымским ханством, Российской империей, а также христианскими общинами Крыма: греческо-православной, армянской и католической.
Переговоры о переселении длились целых 7 лет с 1771 г. И главными причинами такого переселения были с одной стороны, желание России заселить безлюдное на тот момент Приазовье, а с другой стороны, угроза резни христианского населения со стороны татар.
Ещё несколько штрихов к картине переселения:
- оно происходило с согласия самих христианских общин, а не было принудительным, как утверждает Горевой;
- примерно половина христиан всё же осталась в Крыму, и никто их оттуда насильно не переселял;
- переселение греков было профинансировано из государственной казны Российской империи, включая транспортные расходы и обустройство на новом месте;
- переселенцы на 100 (!) лет освобождались от рекрутской повинности;
- они получили значительные налоговые льготы и прямую государственную помощь;
- переселенцы бесплатно получили земельные наделы и обширные пастбища азовских степей;
- греки имели свой выборный орган самоуправления и самостоятельность в церковных делах;
- после аннексии Крыма Российской империей значительная часть греков свободно вернулась из Приазовья в Крым.
Наконец, тот самый указ Екатерины, который упоминает Дмитрий Горевой, и который был издан через год после переселения, в 1779 г., на самом деле не переселял греков в Приазовье, а закреплял за уже переселившимися греками конкретные земли и даровал им вышеперечисленные привилегии и свободы.
Из греческих поселенцев Приазовья вышли такие известные деятели как выдающийся художник Архип Куинджи, киевский губернатор, общественный деятель и учёный Иван Фундуклей, первый ректор Харьковского университета Василий Каразин. Какая судьба их ждала в Крымском ханстве при власти мусульман?
Черниговская «архиепархия»
Горевой:
Почти одновременно с Киевской Митрополией Москва прибрала к рукам и Черниговскую архиепархию, которая почти 700 лет пребывала в составе Константинополя и только 330 – под Москвой.
Львовскому чиновнику надо было доказать сколько много всего разного «прибрала к рукам» Москва, вот он и приплел сюда Черниговскую «архиепархию». А эта епархия просто входила в состав исторической Киевской Митрополии и, как и другие, была передана Константинопольским патриархатом под омофор Московского Патриарха.
Во-первых, никакой «архиепархией» Черниговская епархия не была. Сам термин «архиепархия» с соответствующим смысловым наполнением – это термин католический, который используется для обозначения важных епархий, как чисто католических, так и униатских.
В то время действительно было много сложностей и в церковном управлении, и в том, кто из влиятельных геополитических игроков (Россия, Турция или Речь Посполитая) контролировал определенную часть Украины. Этот контроль переходил то к одним, то к другим.
Черниговщина перешла под контроль России ещё до передачи Киевской Митрополии в 1686 г. и даже до Андрусовского мира в 1667 г. И тогда создалась интересная ситуация: Черниговщина была под властью Российского государства, а Черниговская епархия вместе со всей Киевской Митрополией входила в состав Константинопольского патриархата. 8 сентября 1667 г. Лазарь (Баранович) был возведен Константинопольским патриархом в сан архиепископа, что на языке тогдашней дипломатии означало очень и очень дружественный реверанс Константинопольского патриарха в сторону Москвы.
Ликвидация «Браильской митрополии»
Пропагандист ПЦУ всеми силами пытается представить дело так, что якобы Русская Церковь огнем и мечом уничтожала Православие Константинопольского патриархата везде, где только ступала нога солдата Российской императорской армии.
В качестве примера Горевой привел ситуацию в Бессарабии:
Похожая ситуация была и в южной Бессарабии. Как только регион оказался под властью России в начале XIX столетия, то на штыках российской армии сюда пришла Московская Церковь. Была в одностороннем порядке ликвидирована Браильская митрополия Константинопольского патриархата, которая существовала в регионе несколько столетий.
Во-первых, зададимся вопросом: что это за «штыки российской армии», и почему они оказались в Бессарабии?
В XIX веке, как и в веке предыдущем, в российской армии служили также и украинцы (малороссы на тот момент), причем не только солдатами, но и в чине офицеров и генералов. А оказались «штыки российской армии» в Бессарабии по той же причине, по которой они оказались и на Балканах, и в Болгарии, и в Греции (в основном, в качестве добровольцев), и в других местах. Они главным образом освобождали народы этих стран от османского ига, под которым православные народы стонали примерно четыре столетия.
В результате многочисленных русско-турецких войн Российская империя получала сравнительно небольшие территориальные приобретения, а вот народы Болгарии, Сербии, Черногории, Бессарабии, Греции и так далее получали свободу и независимость. Примерно то же самое происходило на землях Бессарабии.
С начала XIX века эта Южная Бессарабия переходила то под власть России, то опять Османской империи, и, соответственно обычаям того времени, Браиловская или правильнее Проилавская митрополия переходила явочным порядком то под юрисдикцию Московского патриархата, то опять Константинопольского.
То, что ПЦУ-пропагандист называет «ликвидацией Браильской митрополии», было не ее ликвидацией, а преобразованием в Кишиневскую и Хотинскую епархию, во главе которой был поставлен этнический румын Гавриил (Бэнулеску-Бодони), ныне причисленный к лику местночтимых святых.
В 1813 г., сразу же после образования епархии, была открыта Кишиневская духовная семинария, которая была единственным (!) учебным заведением в Бессарабии, и в связи с этим там учились дети не только духовенства, но и дворян, а в 1816 г. при семинарии была открыта гимназия для подготовки светских чиновников. В 1814 г. была открыта типография, в которой стали издавать богослужебные книги на молдавском языке.
С образованием Кишиневской и Хотинской епархии стали активно строиться и ремонтироваться храмы и церковные строения, чему турки, властвовавшие тут ранее, всячески противились. В епархии произошли значительные изменения к лучшему практически во всех сферах: богослужении, образовании, материальном обеспечении.
Описывать бурное развитие Кишиневской и Хотинской епархии в XIX веке можно еще очень долго. Это развитие никогда бы не произошло, если бы Бессарабия, как и другие страны, оставалась под властью Османской империи. И возникает один единственный вопрос: почему для пропагандистов ПЦУ все это со знаком минус?
Выводы
Формат статьи не позволяет разобрать все опусы Горевого, которые он озвучил в своём ролике. Общий вывод следующий: чиновник-пропагандист не стесняется никаких искажений истории и никаких топорных манипуляций, лишь бы вдолбить в головы своей аудитории тезис о «злой» «Российской Церкви», которая только и занималась тем, что «аннексировала» и уничтожала.
Церковная история, как и история вообще, довольно сложна и неоднозначна. Например, при передаче Киевской Митрополии в 1686 г. довольно значительная часть высшего духовенства воспринимала это, мягко говоря, без особого энтузиазма, однако буквально через несколько десятилетий это самое малороссийское высшее духовенство заняло практически все архиерейские кафедры и значимые посты во всей Русской Церкви.
Совершенно очевидно, что чиновник не просто искренне заблуждается в своем «творчестве». Дмитрий Горевой сознательно лжет чтобы вызвать вражду и ненависть среди православных Украины.