Штурм «Азовстали» отменяется
21 апреля 2022 года было объявлено о том, что российская армия не будет штурмовать «Азовсталь», ограничившись осадой. Это было личный приказ Верховного главнокомандующего, озвученный публично на встрече с министром обороны РФ Сергеем Шойгу.
Путин поручил Шойгу еще раз предложить боевикам на «Азовстали» сложить оружие и отметил, что российская сторона гарантирует им жизнь и достойное обращение в соответствии с соответствующими международно-правовыми актами.
На момент окружения Мариуполя 11 марта общая численность группировки ВСУ в городе насчитывала порядка 8 тысяч человек. Из этого количества около половины было уничтожено, ещё полторы тысячи сдались в плен. Итого, в развалинах металлургического комбината сейчас должно укрываться от двух до трёх тысяч украинцев.
Блокировать нацистов и выжечь ударами с воздуха, после чего войти и увести случайно выживших в плен – вполне разумная альтернатива.
- пишет Readovka
Действительно, воевать с фанатиками в узких туннелях, к тому же нашпигованных минами – не самая удачная идея. Но и выбить их оттуда фугасными бомбами тоже не получится – расположенное на заводе бомбоубежище рассчитано на укрытие до 5 тысяч человек и конструктивно рассчитано выдержать даже ядерный взрыв.
В этом бомбоубежище и находится сейчас штаб ВСУ с большими запасами провизии, воды и боеприпасов. Так что в осаде украинцы могут находиться ещё очень долго. Но это всё равно лучше, чем гибель сотен русских бойцов.

Пропаганда превыше всего
Вместе с тем, отказ от штурма «Азовстали» бережет не только жизни российских солдат, но и украинских тоже. Решение об отказе от штурма «Азовстали» было озвучено публично, под камеры, может говорить о том, что в его основе лежит не только военная целесообразность, но и политическая – как сигнал украинским и западным партнёрам о готовности к компромиссу.
По сути, это ответ на ультиматум Зеленского о том, что «если заблокированных ВСУшников убьют, то никаких переговоров». Москва в очередной раз пытается заявить всему миру, что жизни украинцев ей не нужны, всё чего ей нужно – это чтобы заблокированные украинские войска прекратили бессмысленное сопротивление.
Не исключаю, что Кремль готов даже выпустить украинцев с оружием. Этого добра и так Киеву поставляют в избытке, это вообще не вопрос. Тут вопрос принципа, точнее – пропаганды. Условному Зеленскому (а мы понимаем, что это марионетка, за которой стоят кураторы из США и Великобритании) в Мариуполе нужна виртуальная победа.
На протяжении всей кампании мы видим, какое огромное значение Киев уделяет изображению видимости побед. Если украинцы будут выходить колоннами с белыми флагами это будет сделать очень сложно. Но совсем другое дело, если Киев добьется того, чтобы его бойцы вышли с оружием по предоставленному им коридору. Вот это уже будет представлено пропагандой как стопроцентная победа Украины.
Но если этого не произойдёт, то сделать из уничтоженных бойцов новый духоподъёмный миф – тоже вариант для Киева вполне приемлемый.
Минские соглашения в миниатюре
Вот так и выходит, что Москва всячески стремится спасти жизни украинских солдат, периодически устанавливая режим тишины и давая коридор на выход. А Киев категорически запрещает им это делать, обманывая ложными обещаниями скорого спасения. В кругу своих же Зеленский говорит вполне откровенно.
Так, 20 апреля в ходе брифинга с главой Европейского Совета с Шарлем Мишелем Владимир Зеленский прямо заявил о том, что украинская армия не будет деблокировать Мариуполь.
Максимум что мог сделать Киев – это провести дерзкую операцию по ротации и эвакуации 31 марта 2022 года. Тогда четыре военно-транспортных вертолета ВСУ смогли разгрузиться в порту Мариуполя и забрать обратно раненых бойцов и иностранных советников. На обратном пути два вертолета были сбиты, но остальные два смогли вернуться на базу.
Теперь готовится пропагандистская победа при любом развитии событий, а украинцев Киеву не жалко – на Украине объявлена уже третья волна мобилизации, живой силы у Киева ещё более чем достаточно и её даже чрезмерное расходование киевскому режиму ничем не грозит.