Провокация в Керченском проливе – хронология
Группа ВМС Украины в составе двух бронированных катеров типа «Гюрза-М» «Никополь» и «Бердянск», рейдового буксира «Яны Капу» и транспортного корабля «Горловка» вышли из Одессы вечером 23 ноября и прибыли в район Керченского моста около 16:40 24 ноября. Российским властям они сообщили, что планов прохода Керченским проливом под мостом в Азовское море не имеют, и всю ночь простояли перед проливом со стороны Чёрного моря. Со стороны моста им навстречу выдвинулись сторожевые корабли пограничной охраны «Дон» и «Изумруд».
Однако в 5:35 утра воскресенья, 25 ноября украинские бронекатера и буксир, предварительно дозаправившись от транспортного судна, неожиданно заявили о намерении пройти через пролив. Российские власти запретили им проход, сославшись на технические причины – якобы там произошла авария гражданского судна.
Как стало известно позднее, россияне просто перегородили фарватер гражданским танкером. Небольшая авария при этом действительно произошла – какое-то крупное судно (возможно, танкер) протаранило правый борт сторожевого корабля «Изумруд» много выше ватерлинии в районе надстройки, что видно на фото. Но к возможности прохода это отношения не имело.
Около 10:00 два украинских военных катера и буксир начали движение к мосту, при этом российские пограничные катера «Дон» и «Изумруд» как могли, мешали им своими маневрами. Также вокруг них кружили российские малые быстроходные катера.
Все это время по рации украинским морякам российские пограничники сообщали о том, что они находятся в территориальных водах РФ, являются нарушителями границы и приказывали застопорить ход, но те никак не реагировали, продолжая двигаться к мосту.
Такие маневры продолжались примерно до 18:00 часов. В их ходе сторожевой корабль «Дон» совершил таран на догоняющем курсе украинского буксира «Яны Капу». Оба получили повреждения, но остались на плаву. Буксир, возможно, лишился хода.
Днём в воздухе появились российские ударные самолёты и вертолёты, совершавшие пролёты над украинскими катерами и буксиром.
Проход под мостом на весь день закрыли для гражданских судов. Несколько десятков их скопилось со стороны Азовского моря.
Около 18:30 украинская корабельная группа начала отход в сторону Чёрного моря, объявив, что возвращается в порт приписки Одессу. Российские сторожевые корабли стали их преследовать.
Около 20:35 началась операция по захвату. Сторожевик «Дон» задержал повреждённый «Яны Капу» и взял его на буксир. Бронекатер «Никополь» заставили остановится зависший над ним вертолёт Ка-52 и сторожевой корабль «Суздалец». «Изумруд», продолжая преследование отходящего «Бердянска», открыл стрельбу из носовой 30-миллиметровой шестиствольной артустановки, поразив надстройку бронекатера выше главной палубы. Число выстрелов неизвестно, но на фото ясно видна только одна пробоина в легкобронированной надстройке по правому борту. Трое украинских моряков из семи находящихся на борту были ранены отлетевшими осколками брони.
По заявлению российской стороны, ранее были сделаны несколько предупредительных выстрелов. А также якобы было зафиксировано облучение «Изумруда» станцией наведения «Бердянска», что было воспринято, как подготовка к стрельбе.
На аудиозаписи радиопереговоров украинского бронекатера (позывной «Шхуна-175») и «Изумруда», командир первого постоянно заявляет, что не имеет намерений применения оружия и вооружённой агрессии, движется в соответствии с договором о взаимном использовании Россией и Украиной Керченского пролива и Азовского моря. Приказы остановиться он игнорировал.
В результате «Бердянск» был также захвачен. Все три украинских плавсредства отконвоированы в порт Керчи. Трое раненых моряков доставлены в городскую больницу, по заверению российской стороны их ранения нетяжёлые. Из всех находившихся на борту людей (23 человека) 13 считаются задержанными согласно российскому законодательству. Вероятно, это офицеры флота, а также лица, не входившие в состав экипажей. Предположительно, некоторые из них – сотрудники военной контрразведки СБУ.
Оценки
Очень похоже, что украинские корабли намеренно спровоцировали российскую сторону. Они имели возможность пройти через Керченский пролив по установленным Россией правилам – предупредив за 48 часов, в составе сформированного конвоя, с российским лоцманом. Ранее именно таким образом проходила другая группа судов ВМС Украины.
Но в этот раз Украина почему-то решила настоять на своём праве свободного взаимного с Россией использования Азовского моря и Керченского пролива. По договору, их воды не лимитированы между двумя государствами. В особенности же потому, что Украина считает прибрежные воды Крыма своими.
Украинским морякам приказали прорываться через пролив, не останавливаясь перед применением оружия. То есть сделали их фактически камикадзе.
Если же считать, что прибрежные воды Крыма являются территориальными водами РФ, то её сторожевые корабли имели право преследовать нарушителей границы и в нейтральных водах с использованием любых средств.
Таким образом, правовая оценка конфликта сводится к государственной принадлежности Крыма.
Кому это могло быть выгодно
Кроме очевидных политических выгод для президента Украины Петра Порошенко от введения военного положения, Керченская Цусима украинского флота могла иметь других, менее очевидных бенефициаров.
Неожиданно 27 ноября в день введения частичного военного положения в десяти областях, Национальная комиссия по вопросам регулирования энергетики и коммунальных услуг одобрила проект постановления об уменьшении вдвое тарифов на транспортировку газа по территории Украины. Тарифы для всех трансграничных точек входа в ГТС планируется снизить в 2,1 раза – с $12,47 до $6,04 за 1 тыс. куб. м в сутки (без НДС), для точек выхода – в 1,5-2,1 раза.
Главным транзитёром газа по украинской ГТС является российский «Газпром». Снижение тарифов на транзит позволит «Газпрому» экономить в год от 1 до 2 миллиардом долларов, которых лишится Украина. Это абсолютно необъяснимый подарок стране, которую киевская власть постоянно называет агрессором. До сих пор украинский «Нафтогаз» достаточно успешно сражался в европейских судах с «Газпромом» за деньги за транзит и снижение штрафных санкций.
Кульбит со стоимостью транзита газа позволил отдельным комментаторам заподозрить сговор между украинской и российской властями по провокации в Керченском проливе. По их мнению, российская сторона обязалась применить избыточную силу к украинской корабельной группе, что и было исполнено. Это давало Петру Порошенко повод для введения военного положения и отсрочки выборов, на которых он не имеет шансов на победу. В награду «Газпрому» обещали денежные льготы по транзиту газа.
По другой версии, выгодополучателем от снижения тарифов на украинский транзит могут быть американские энергетические компании. Денежные потери сделают «Нафтогаз» нерентабельным и снизят стоимость его продажи. Недавно она была предварительно определена украинским правительством в 14 миллиардов долларов, более чем в два раза меньше, чем считалось ранее (33 миллиарда). Но и при этой цене в ЕС пока не нашлось покупателей для ГТСУ.
Американские компании готовы её купить по бросовой цене – чтобы потом полностью ликвидировать. Это уменьшит объём поставок российского газа в ЕС и увеличит долю на европейском энергорынке американского сниженного газа. Ради будущего большого профита американцы готовы закрыть глаза на временные выгоды «Газпрома».
Провокация в Керченском проливе в этом случае имеет лишь косвенное отношение к снижению тарифов. Киевские власти просто воспользовались шумихой вокруг него для маскировки.
Петру Порошенко не удалось отложить президентские выборы введением военного положения. На фоне политического провала ушло в тень, что режим Порошенко понёс и военное поражение. Вооружённый отряд ВМС Украины вступил в боевое столкновение с кораблями пограничной охраны ФСБ РФ и в результате был фактически захвачен в плен с кораблями и экипажами.