Запад долго потакал этой стране, прощая любые нарушения прав человека и дипломатические безумства в обмен на антироссийские выпады. Теперь же, когда понадобилось снизить русофобскую истерию, выращенный монстр, привыкший к команде «фас», уже не реагирует на «фу».
Танцы с бубном вокруг СП-2 и НАТО
Настоящую истерию в украинской политике вызвали подвижки со стороны США в вопросе газопровода «Северный поток-2». Перед встречей с президентом России Владимиром Путиным его американский коллега Джо Байден был вынужден заявить о готовности снять санкции с СП-2, а также пригласил канцлера ФРГ Ангелу Меркель на переговоры относительно трубопровода.
В ответ президент Украины Владимир Зеленский разразился истерической статьёй, в которой сравнил достройку СП-2 с аннексией Крыма по предполагаемым последствиям для его страны. А украинский посол в Германии Андрей Мельник потребовал (!) для Украины участия в немецко-американских переговорах: «Мы должны сидеть за одним столом и иметь право голоса. «Северный поток 2» – удар в самое сердце Украины: как с точки зрения экономики, так и прежде всего безопасности». А вот с дипломатической точки зрения – это грубое нарушение правил, с обычной же – неслыханная наглость.
Понять Зеленского и Мельника можно – если через какое-то время после введение в строй СП-2 РФ откажется от транзита газа через Украину – той грозит неминуемый экономический крах, все последствия которого сейчас трудно даже вообразить. Теоретически не исключено, что некоторым странам мирового сообщества придётся брать на себя ответственность за разные украинские регионы, чтобы не допустить масштабной гуманитарной катастрофы в центре Европы.
Несколько ранее Мельник требовал от Берлина помощи с присоединением к НАТО в качестве расплаты за преступления нацизма. Когда же Берлин отказал, он обвинил немецкие власти в том, что они не поддерживают курс Украины на вхождение в НАТО и не хотят продавать Украине немецкое оружие, так как боятся «спровоцировать Путина».
В обоих этих случая украинские политики напоминают хвост из американской пословицы, который пробует вилять собакой. Видимо, хвост доведён до отчаяния.
Особенности внешнего управления Украиной
К сожалению для этой страны, подчинивший её Запад не создал, да и не собирался создавать систему управления по типу колониальной. Возможно, быть прямой колонией было бы благом для Украины – иностранные руководители могли бы создать хотя бы минимум порядка в государстве. Но колониализм старого типа сейчас не в моде.
Запад ведёт себя по отношения к Украине не как к младшему союзнику или хотя бы сателлиту, а как к оккупированной территории. Её правящий класс – это не колониальная администрация, а что-то вроде концлагерных капо из числа самих заключённых. Именно поэтому Украине никогда не быть в НАТО или в ЕС.
Систематические указания украинским властям Запад даёт только в экономических вопросах, продвигая тему ограбления страны. Например, добившись от Зеленского продажи земли для иностранцев, МВФ выдвинул новый пакет конкретных требований для подчинения Западу банковской и судебной систем, а также для ограничения власти местных олигархов. В политике американское посольство задаёт лишь общие тренды или решает мелкие оперативные вопросы типа освобождения от ответственности агента ЦРУ Сергея Стерненко.
Также надо учитывать, что Запад не полностью однороден. США хотели бы уничтожить «Северный поток-2», а ФРГ в нём жизненно заинтересована. И даже внутри самой Америки одна часть элиты может подталкивать Украину к антироссийским провокациям, а другая часть – удерживать от них.
Как хвост виляет собакой
Поэтому украинский правящий класс сохраняет поле для маневра и может играть свою игру. Так было при Петре Порошенко, и, как ни странно, продолжается при Владимире Зеленском. Например, Порошенко, надеясь остаться при власти, в 2018 году устроил провокацию с катерами в Керченском проливе несмотря на предостережения из американской администрации. Зеленский организовал обострение на Донбассе, чтобы привлечь внимание США и увеличить международную значимость Украины. Другой вопрос, что ни тот, ни другой не добились своих целей – их планы оказались провальными. Однако на международно-политическую обстановку они, несомненно, повлияли, значительно её усложнив.
Как отметил находящийся в эмиграции украинский политик Олег Царёв, сейчас окружение Зеленского строит несогласованные с США планы досрочных президентских выборов в 2022 году, чтобы обеспечить своему лидеру продление полномочий, пока он не совсем потерял популярность (победить на очередных выборах в 2024 году шансов практически нет). Для этого Зеленский прямо пошёл против США – снял с должности руководителя «Нафтогаза» американского ставленника Андрея Коболева, назначив своего человека Юрия Витренко. Предполагается, что Витренко снизит цены на газ для населения, что вызовет рост рейтинга Зеленского и его победу на внеочередных выборах.
Государственный секретарь США Энтони Блинкен на недавней трёхчасовой встрече с Владимиром Зеленским два часа уговаривал его вернуть Коболева, однако Зеленский отказался – настолько для него этот вопрос принципиален. Другое дело, что такое планов громадьё опять может оказаться провальным прожектом, над которым в будущем только посмеются политологи. Ведь остротой ума представители нынешней власти «Слуг народа» не отличаются.
Непонятые сигналы с Запада
Меж тем многие представители экспертного сообщества на Западе давно указывают на ошибочность и рискованность курса на безоглядную поддержку Украины. Например, известный американский международный эксперт Тэд Карпентер в недавней статье в журнале The National Interest указал, что Вашингтону необходимо отбросить устоявшийся миф о том, что Украина – это процветающая демократия по американскому образцу. В действительности она скатывается к авторитаризму и поэтому администрация Байдена должна как можно скорее отказаться от отношений с этим все более одиозным клиентским государством.
Другим сигналом стало появление статей, в которых обсуждается возможность отказа Украины от неподконтрольной части Донбасса. Как считают их авторы, это стало бы гениальным стратегическим шагом для Украины, и украинцы начинают осознавать это всё отчетливее. Однако с политической точки зрения такая идея пока равнозначна политическому самоубийству для любого озвучившего её политика – отказаться от антироссийских клише Украина всё ещё не может.
Эти сигналы могут означать, что проект Украины-антиРоссии объективно подходит к исчерпанию своих жизненных сил. Для Запада эта страна в её нынешнем виде создаёт всё больше проблем при всём меньшем результате – баланс явно отрицательный.
Однако и трансформироваться этот монстр не может и не хочет, всячески сопротивляясь любым изменениям. Поэтому Западу, возможно – во взаимодействии с Россией, рано или поздно придётся что-то решать с созданным им самим Франкенштейном.