Кипрская православная церковь признала ПЦУ

25 ноября 2020 года Священный синод Кипрской православной церкви признал новосозданную Православную церковь Украины (ПЦУ).
Религия
Майк Помпео и патриарх Варфоломей
Госсекретарь США, бывший директор ЦРУ Майк Помпео и патриарх Варфоломей.

25 ноября 2020 года Священный синод Кипрской православной церкви поддержал принятое ранее единоличное решение её предстоятеля архиепископа Хризостома о поминовении митрополита т.н. Православной церкви Украины Епифания (Думенко). Фактически это означает признание ПЦУ со стороны Кипрской церкви.

Киприоты поддались

Как сообщил митрополит Никифор, во время заседания Синода между архиереями возникли разногласия. Окончательный результат голосования – 9 против 6 при одном воздержавшемся. Кроме того, в своём решении Синод отметил, что надеется на более широкие консультации по вопросу признания ПЦУ, в которых примут участие все поместные православные церкви, чтобы пройти через нынешний кризис.

Это решение – очень важное событие для православного мира. Вот только оно скорее может привести скорее к углублению кризиса, чем к его преодолению. Дело в том, что инспирированное Вселенском патриархатом в 2018 году предоставление томоса об автокефалии ПЦУ вызвало раскол между поместными православными церквями.

Принималось это решение с нарушением канонических традиций православия, с явным политическим подтекстом и под давлением со стороны Госдепартамента США. Интересы последнего в данном случае совпали с устремлениями Вселенского патриарха и архиепископа Константинопольской православной церкви Варфоломея.

Вашингтон в пику России добился ущемления интересов Украинской православной церкви, находящейся в каноническом единстве с Русской православной церковью. Фанар значительно расширил своё влияние, получив частичный контроль над ПЦУ. Ведь хотя формально эта церковь автокефальная, но фактически ПЦУ является экзархатом Вселенского патриархата.

Амбиции «православного папы»

Варфоломей, вступив в опасную игру с признанием ПЦУ, похоже, решил начать борьбу за лидерство и верховную власть в православном мире. Помимо посягательств на каноническую территорию РПЦ, он вознамерился присвоить себе статус верховного лидера мирового православия. Недавно он заявил, что православным нужно пересмотреть экклезиологию Церкви и признать – в ней есть «Первый с особыми полномочиями». Под первым он разумеет, естественно, себя.

Вселенский патриарх хорошо понимает, что не все церкви поддержат такое попрание канонов. Но он, судя по его действиям и заявлением, согласен расколоть Православие и стать лидером его части. Это в любом случае гораздо больше, чем маленькая Константинопольская церковь, базирующаяся в мусульманской стране и имеющая некоторое количество зависимых иностранных приходов.

Вопрос признания или непризнания автокефалии ПЦУ стал маркером раздела православия. Признающие церкви в близкой перспективе будут вынуждены признать и первенство Варфоломея, который таки образом может стать неким православным «полупапой».

Но дело с признанием ПЦУ с 2018 года шло ни шатко, ни валко. Из 14 поместных церквей ко второй половине 2020 года её признали только три: сама Константинопольская церковь, а также две из так называемых эллинистических церквей – Элладская (Греческая) и Александрийская (Египетская). Третья эллинистическая (то есть с преобладанием греческого священства) церковь – Кипрская – ПЦУ не спешила признавать. Главным образом, вследствие противодействия значительной части архиереев и иереев. В 2019 году Синод КПЦ принял решение о непризнании ПЦУ. Дело зависло: непризнание Кипра могло погубить всю авантюру с ПЦУ и поставить крест на папских амбициях Варфоломея.

Госдеп спешит на помощь

И тогда Фанар призвал на помощь Вашингтон. Зависимый от Госдепа (по неподтверждённым данным – агент ЦРУ) предстоятель Кипрской церкви архиепископ Хризостом, не добившись признания ПЦУ от Синода, в конце октября 2020 года признал её единолично, хотя это и было против канона. Также Хризостом сделал в ноябре ряд выпадов против РПЦ, беспочвенно обвинив её в отнятии половины епархий Польской православной церкви и двух епархий Грузинской православной церкви. А на иерархов КПЦ, не желавших признавать ПЦУ, началось беспрецедентное скрытое давление.

Госдеп, в свою очередь, осуществил ряд важных публичных шагов. В ноябре, фактически накануне заседания Священного синода Кипрской православной церкви, государственный секретарь США Майк Помпео посетил Турцию, Грузию и Израиль. На встрече в Стамбуле с патриархом Варфоломеем Помпео заявил, что считает Фанар ключевым партнером США. На самом деле он рассказал о помощи в признании ПЦУ, в частности, заверил в оказании давления на ряд православных предстоятелей. Вопрос с Кипром, как сегодня стало известно, был успешно решён в интересах Фанара. При этом турецкие власти частный визит Помпео демонстративно проигнорировали, а в пресса опубликовала ряд нелицеприятных материалов о связях Фанара и Госдепа и их интригах в православном мире.

На встрече в Тбилиси с патриархом Грузинской православной церкви Илией ІІ американский госсекретарь официально обсудил важную роль Грузии в продвижении и защите свободы вероисповедания во всем мире. В действительности Майк Помпео шантажировал грузинского патриарха тем, что если ГПЦ не признает ПЦУ, то Фанар признает абхазских православных раскольников.

После Грузии Помпео 19 ноября заехал в Иерусалим. Напрямую надавить на патриарха Иерусалимской православной церкви Феофила и даже лично встретиться с ним госсекретарь США не смог. Однако он встретился с местными властями и, предположительно, добился от них заверений о поддержке израильской праворадикальной организации «Ateret Cohanim». Эта структура, частично финансируемая из США, оспаривает право ИПЦ на владение недвижимостью, в том числе церковной. Так, недавно Иерусалимский патриархат с большим трудом через суд пресёк попытку радикалов рейдерским способом захватить отель для православных паломников у Яффских ворот. Визит Помпео означает, что давление на Иерусалискую церковь с целью склонить её к признанию ПЦУ будет продолжено.

Раскол православия

Пока усилия Госдепа увенчались успехом на одном направлении – на Кипре. Грузинская и Иерусалимская церковь пытаются держаться, прекрасно понимая, что признание ПЦУ – зло, раскалывающее православный мир. Даже в якобы признавшей томос Кипрской церкви священники разделились. Голосовавший против признания митрополит Тамасосский Исаия заявил, что это «начало свержения синодального режима нашей Церкви с непредвиденными последствиями».

На Украине раскольники, конечно, обрадовались. Но цель Госдепа в отношении ПЦУ состоит не в том, чтобы гарантировать право части украинцев на свободу вероисповедания, а в том, чтобы ослабить Русскую православную церковь и вынудить её и другие церкви быть более сговорчивыми в интересах США. Госдеп получает мощное оружие для осуществления своих планов относительно Восточной Европы, Балкан и России. А Фанар упрочивает свое положение в православном мире и фактически подчиняет себе некоторые православные поместные церкви.

С другой стороны, это показывает для большинства православных христиан во всём мире, что украинский раскол – это чисто политический проект, не имеющий ничего общего с верой в Бога и Церковью.

Переходите в Telegram
и подпишитесь на наш канал:
все статьи с аннотациями.