Инцидент произошёл ещё 6 августа 2021 года, но о нём стало известно только 27 сентября. Как говорится в официальном пресс-релизе Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом», 6 августа 2021 в 17:50 на энергоблоке №1 ОП «РАЭС», который находился в работе с мощностью 420 МВт, дважды произошло произошло срабатывание предохранительного клапана 1ПГ4, МП-164, что сопровождалось соответствующим шумовым эффектом.
По данным НАЭК «Энергоатом», изменения нагрузки энергоблока №1 ОП «РАЭС» при этом не произошло. Радиационных и пожарных последствий нарушения не было.
Предварительная оценка уровня нарушения в соответствии с Международной шкалой ядерных событий INES - «ниже шкалы / уровня 0». Нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации не было.

Согласно Закону Украины «О ядерной и радиационной безопасности» инцидент, случившийся 6 августа 2021 на Ровенской атомной электростанции должны должен был быть зарегистрирован в ГП «НАЭК «Энергоатом»» и Государственной инспекции ядерного регулирования Украины, а также доведён до общественности. Однако руководство станции скрыло данную ситуацию.
На данный момент ГП «НАЭК« Энергоатомом» инициировано проведение детального расследования причин и последствий произошедшего, а также действий должностных лиц Ровенской АЭС по сокрытию объективных данных относительно факта и обстоятельств нарушения.
Украинские АЭС – на пределе
Первый энергоблок, на котором произошёл скачок давления, является самым старым из всех 15 энергоблоков на четырёх украинских АЭС. Его ввели в эксплуатацию 21 сентября 1981 года. Плановый срок эксплуатации энергоблока составляет около 30 лет. То есть он должен был быть остановлен 11 лет назад, но продолжает работать на заложенном советскими инженерами запасе прочности.
Износ ядерных реакторов связан с тем, что из-за непрерывного воздействия потока радиоактивных частиц металлический корпус реактора становится хрупким и таким образом теряет конструктивную прочность. В итоге такой реактор может треснуть, заражая радиоактивными веществами всё вокруг. В России разработана технология отжига корпусов работающих реакторов, что упрочняет их и позволяет продлить их эксплуатацию ещё на 15 лет.
Другим путём пошли на Украине, где в 2015 году была принята программа модернизации энергоблоков для продления их эксплуатации. По сути реакторам просто продлили эксплуатацию на бумаге ещё на 10 лет, проведя незначительную модернизацию вспомогательного оборудования.
Будущее атомной энергетики Украины
О том, что предложенная американцами концепция «великой аграрной державы» априори несовместима с атомными технологиями мы писали неоднократно. То, что в горизонте 20-30 лет Украина полностью лишится мирного атома – это предельно очевидно. Разница в прогнозах касается лишь того, будет ли на Украине второй Чернобыль или украинская атомная энергетика будет постепенно скукоживаться и тихо умрёт без катастрофических последствий.
Ещё в 2016 году издающийся голландской компанией Elsevier профильный журнал Energy Research & Social Science (ERSS) прогнозировал ядерную аварию на одной из украинских АЭС в ближайшие годы с вероятностью 80%. По мнению авторов прогноза, наиболее опасными являлись Ровенская и Южно-Украинская АЭС. Прогноз строился, преимущественно, на проблемах использования на украинских АЭС, конструктивно рассчитанных на российские топливные элементы ТВЭЛ, неприспособленных топливных сборок американской компании «Вестингауз».
В нашем материале «Что будет с Украиной до 2030 года» мы также писали о том, что самый серьёзный вызов ближайшего десятилетия – это риск аварии на атомной электростанции.
С другой стороны Вашингтон, имеющий сильное влияние на Украине, прекрасно понимает сложившуюся ситуацию и по некоторым признакам начал процесс ликвидации атомной энергетики Украины.

Это было подтверждено и в ходе недавнего визита Владимира Зеленского в США. Там, под ширмой пустой декларации о намерениях о якобы строительстве энергоблоков на украинских АЭС, американцы намерены сначала приватизировать украинские АЭС через схему наблюдательных советов, а после получения контроля над ними ликвидировать атомную энергетику Украины как таковую.