Авторы законопроекта – народные депутаты от президентской партии «Слуга народа». В законе № 5144 коллаборационизм понимается очень широко: от работы в органах власти РФ или непризнанных ДНР/ЛНР – до выступлений в российских СМИ.
Например, если гражданин Украины занимал не слишком высокою должность в оккупационных органах власти, он по закону будет лишён права занимать украинские государственные должности на срок 10-15 лет с возможной полной или частичной конфискацией имущества.
За пророссийскую пропаганду в учебных заведениях можно получить от 6 месяцев ареста до 3 лет лишения свободы также с поражением в правах на 10-15 лет. А в сейчас на Украине пророссийской пропагандой может быть признано даже общение в школе на русском языке или призыв к двуязычию.
Передача материальных ресурсов в РФ будет караться лишением свободы на срок 3-5 лет со штрафом до 170 тысяч гривен и с поражением в правах.
Самые суровые наказания предусматриваются для людей за проведение политических мероприятий или информационную деятельность в сотрудничестве с российским организациями или лицами – 10-15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и также поражением в правах. Именно это даст украинской власти самые широкие возможности для преследования за политические убеждения и высказывание мнений.
Под соответствующие статьи закона можно будет легко подвести организаторов акций протеста против социального угнетения (например, роста коммунальных тарифов), журналистов, блоггеров и экспертов, критикующих политику властей или, тем более, как-то проявляющих сотрудничество с российскими СМИ (хоть бы просто выступающих на российском телевидении или дающих комментарии российским журналистам).
Если законопроект № 5144 – это репрессии против отдельных граждан, то законопроект № 5143 делает то же самое в отношении организаций. Он разрешает ликвидацию политических партий, общественных, благотворительных или религиозных структур, профессиональных союзов и общественных формирований, уполномоченные лица которых сотрудничали с Российской Федерацией. То есть партию, церковь, объединение могут закрыть, если их ответственные работники были осуждены по за госизмену, а в некоторых случаях – были признаны коллаборантами. Если законопроект № 5143 будет принят, то появятся законные основания запретить ту же каноническую УПЦ и лишить её основных святынь (Киево-Печерской и Почаевской лавр).
Новые законопроекты зелёной власти – это очередной этап политических репрессий на Украине. В последнее время под внесудебные расправы попали оппозиционные телеканалы, их владельцы Тарас Козак и Виктор Медведчук, а также некоторые люди из их окружения. Пока этим СМИ запретили работать, а людям - распоряжаться собственным имуществом, не лишая свободы. Следом за этим СБУ обязало интернет-провайдеров заблокировать на территории Украины более 400 сайтов – ещё один пример внесудебных репрессий.
С другой стороны, и законы трактуются всё более вольно. Например, в государственной измене СБУ обвинила топового блоггера Анатолия Шария. Из того, что стало достоянием гласности, известно, что ему инкриминируют «антиукраинскую деятельность». Такой термин отсутствует в Уголовном кодексе Украины, но это никого не смущает.
Такое же обвинение получил военный и политический эксперт Юрий Дудкин – за критику украинской власти, в том числе – в российских СМИ. Причём Дудкин (как и Шарий) не пересекал красных линий и не трогал священных коров украинской пропаганды: не называл Крым российским и т.п.
Подобные шаткие обвинения могут развалиться в судах, не все из которых полностью легли под власть и готовы выносить неправосудные решения. Так уже не раз бывало. К тому же надуманные обвинения могут вызывать лёгкое недовольство «европейского сообщества», что нежелательно для украинской власти.
Законопроекты №№ 5143 и 5144 снимают все эти проблемы. По ним на те же сроки уже вполне законно можно осудить людей, которые не поддерживают современную украинскую мифологию, но их никак нельзя подвести под статьи Уголовного кодекса о госизмене, терроризме и покушении на территориальную целостность.
Все нужные доказательства всегда можно найти в открытом доступе. Это высказывания или открытые действия. Например, журналист написал пост или учитель рассказал детям о правах русскоязычных – 5 лет, политик объявил о митинге против тарифного геноцида – 10 лет, эксперт выступил на российском ток-шоу – 15 лет с конфискацией. Шария признали коллаборантом – его партия автоматически запрещается и больше не создаёт конкуренции зелёным.
Это институционализация и резкое усиление политических и этнических репрессий, придание ранее незаконным расправам формального правового статуса. Также это огромный шаг навстречу репрессивной диктатуре, осуществляемый при полном бессилии растерянного и испуганного населения и лицемерном молчании так называемого мирового сообщества.