Надежды простых людей и политологов на Зеленского совершенно напрасны. Он не исполнит ничего из обещанного. Аналитикам и журналистам было бы разумней отказаться от обсуждения мелких политических движений и интриг в президентском окружении – это бесполезно для понимания политической ситуации.
К Новому году многие аналитики и политологи подвели промежуточные итоги деятельности президента Украины Владимира Зеленского. По итогам получилось, что, как ни странно, большинство их оценивает положительно. Такие оценки политологов – это очень печальный результат. Он говорит, что не только электоральная масса, но и специалисты продолжают во многом пребывать в плену иллюзий.
Что сделал Владимир Зеленский
От Зеленского избиратели ожидали не так много:
- Сменить политическую элиту;
- Побороть коррупцию;
- Остановить войну на Донбассе;
- Прекратить дискриминацию граждан Украины по национальным, языковым, культурным и религиозным признакам;
- Улучшить социально-экономическую ситуацию в стране.
Несомненный результат достигнут только по первому из этих пунктов: старая олигархическая элита и её ставленники заметно потеснены со своих мест во власти и лишились позиций влияния.
Однако её место тут же заняла новая элита: так называемая, соросня и условные разночинцы – «Слуги народа» и их окружение. Они так же далеки от простых людей, как и их предшественники. Разница только в том, что соросня ориентируется на иностранных и международных финансовых воротил, а не на местных олигархов.
По коррупции результат – ноль
Правоохранительная и судебная системы остаются лишь инструментом сведения политических и экономических счётов и интриг.
Это, а также ставшая уже неприкрытой зависимость от США, не оставляют надежд на наказание представителей предыдущей власти. Единичные посадки (вроде взятия под стражу Сергея Пашинского по бытовому преступлению и последующего освобождения) призваны скорее замылить внимание общественности от бездеятельности новой власти.
Зеленский обманул избирателей и стремится к войне
Несмотря на ряд шагов к примирению по большому счёту нет результатов и в вопросе мира на Донбассе. Зеленский занял позицию национал-патриотов: Донбасс будет украинским или безлюдным. Правда, добавил свой вариант: обнести регион стеной. По факту же за 7 первых месяцев президентства Зеленского на Востоке произошло больше обстрелов, погибло больше людей и разрушено больше зданий, чем за последние 7 месяцев президентства Порошенко.
То же можно сказать и о национальном, языковом и религиозном равноправии. При Зеленском принят ряд дискриминационных законов (в т.ч. о государственном языке), на которые не решилась власть при Порошенко. Продолжается реализация всех дискриминационных инициатив предшественников, например, в образовании. Готовятся новые законы, ограничивающие свободу слова, и продолжают действовать старые ограничения.
Об экономике и говорить нечего: страна готовится к тотальной распродаже остатков промышленности, транспорта, энергетики и земли иностранным спекулянтам. Экономические итоги 2019 года чудовищны – спад промышленного производства и уменьшение ВВП на фоне искусственного укрепления гривны в интересах международных валютных спекулянтов, поставившего экспортёров-производителей на грань банкротства.
Миф о добром президенте
Почти все политологи считают, что новый президент пытается что-то сделать для своих избирателей по ключевым направлениям, но у него это не получается в силу объективных и субъективных обстоятельств: политической неопытности, внутренних раздоров в команде, отсутствия ресурсов, противодействия влиятельных политических сил, нежелании провоцировать экстремистов. И продолжают надеяться, что рано или поздно Зеленский сделает если не всё из обещанного, то многое или хотя бы что-то.
Однако это всё тот же древний миф о добром царе и плохих боярах, которым элиты пудрят мозги народу на протяжении столетий, если не тысячелетий.
Есть ключевые маркеры, по которым можно понять, когда Зеленский мог принять решение в интересах избирателей, но не сделал этого. Например – в вопросе голосования в Раде фракции «Слуги народа» за закон о государственном языке и последующей ратификации президентом этого закона. Можно было не голосовать и не подписывать – порохоботы и националисты пошумели бы – и улеглись. Но новая власть приняла принципиальное решение поддержать сверхдискриминационный закон. И таких моментов немало.
Зеленский не исполняет и не исполнит наказов, данных ему избирателями. Неважно даже, делает ли он это, сознательно вводя их в заблуждение относительно своих намерений, или же такой объективно выходит равнодействующая всех пропрезидентских сил. А лично Зеленский как бы не против свершения чаяний трёх четвертей населения.
Это не имеет значения. Последний российский император Николай II тоже был лично порядочным человеком, но не хотел или не мог пойти на необходимые народу реформы, что в конце концов привело его и его семью к гибели. Ведь правит не правитель, а правящий класс. А глава государства хочет он того или нет – выступает лишь выразителем его интересов. Или же теряет своё место правителя.
Чего не сделает Зеленский
Поэтому президент Украины Владимир Зеленский (точнее, государство в период его правления):
- Не доведёт уголовное преследование бывшего президента Петра Порошенко до обвинительного приговора и заключения;
- Не посадит ни одного влиятельного коррупционера – от уровня выше председателя сельского совета (да и сельского председателя, пожалуй, не посадит);
- Не отменит дискриминационных законов и постановлений (о языке, образовании, непопулярных переименованиях, квотах для СМИ и т.п.);
- Не закончит войну на Донбассе подписанным миром, а, тем более – реинтеграцией региона в состав Украины (самое большее – заморозка конфликта с минимизацией обстрелов);
- Не доведет резонансные уголовные дела по убийствам журналистов, писателей, общественных деятелей до наказания заказчиков преступлений;
- Не восстановит авиационное сообщение с РФ, не разблокирует российские интернет-ресурсы;
- Не выведет из кризиса экономику страны;
- Не улучшит уровень жизни и благосостояние населения;
- Не повернёт вспять миграцию из Украины, не улучшит внутренние демографические показатели;
- Не сделает украинскую армию сильной, достаточно технически и материально оснащённой и дисциплинированной.
Этот список можно продолжать и продолжать.
Политическая система, направленная на плохое
Избрание Владимира Зеленского было предопределено сложившейся на Украине политической системой. И он, и Пётр Порошенко и, в большой степени, все предыдущие президенты были неотъемлемыми элементами этой системы. Хотя порой казалось, что политические позиции многих из них несовместимы. Зеленский пока является её самым совершенным творением и промежуточным венцом развития.
Общий тренд этой системы – каждый следующий президент хуже предыдущего. По крайней мере – в усреднённом представлении народа. Леонида Кравчука переизбрали до срока, Леонида Кучму не любили, Виктора Ющенко презирали, Виктора Януковича чуть не убили, Петра Порошенко возненавидели. Соответственно от президента к президенту становилась хуже жизнь народа. Каждый следующий президент сначала казался народу отрицанием предшественника и спасителем, но по факту становился хуже него. Владимир Зеленский, взявший курс на распродажу остатков страны и самое большое после большой приватизации 1990-х ограбление населения, к концу своего срока вряд ли станет исключением.
Такое не может быть случайностью. Оно и не было. Курс на интеграцию с Западом и конфронтацию с Россией, который приняла Украина, включает пакетом отказ от экономического и политического суверенитета со всеми вытекающими для народа негативными последствиями. От президента к президенту Украина теряла их всё больше и больше (за исключением временных и частичных ремиссий во времена Кучмы и Януковича). Пока, наконец, не превратилась при Зеленском в полностью зависимую полуразрушенную территорию, подошедшую к пределу окончательного внешнего разграбления.
Три уровня безопасности политической системы
Сломать эту систему на выборах невозможно. Любой претендент, желающий стать кандидатом в президенты или хотя бы нардепы, пройдёт сито формальных и неформальных проверок. Несистемный даже не до дойдёт до самих выборов.
У системы три уровня безопасности. Первый – внутренний государственно-политический. Несистемные партии и политики всеми правдами и неправдами не допускаются к реальной политике. Уже имеющаяся оппозиция ставится перед выбором: пойти на сотрудничество с системой или уйти с политической сцены.
Второй уровень безопасности – общественный, идеологический. Он контролируется национал-патриотами и национал-радикалами – от парламентских партий до уличных профессиональных активистов. Неугодных повергают общественной, информационной, а подчас и физической травле вплоть до убийств.
Третий уровень – внешнеполитический, концептуальный. Он контролируется иностранными политиками, бизнесменами, представителями неправительственных международных организаций. Сейчас последние уже прямо заняли чуть ли не большинство постов в правительстве, значительную часть в парламенте и многие в силовых и правовых структурах. Этот уровень не допускает отклонения Украины от прозападного курса в самом широком смысле: от следования навязанным постмодернистским ценностям – через вражду с Россией – до продажи земли и ГТС Джорджу Соросу.
Сломана эта система может быть только внешними силами – например, по итогам крупного международного военного или военно-политического конфликта.