Зеленский хочет провести тотальную приватизацию всего. От этого в свое время отказался даже Порошенко. Это означает не только очередной этап потери украинской независимости. У государства больше не будет никаких экономических рычагов, чтобы обеспечивать хотя бы минимальное соблюдение социальных стандартов.
Кнут и пряник от МВФ для Зеленского
Переговоры миссии Международного валютного фонда в Киеве с правительством Украины о новой трёхлетней программе расширенного финансирования окончились без результата. Денег МВФ пока не будет. По сообщениям инсайдеров, Фонд высказал недовольство возможностью мирового соглашения между государством и прежними собственниками Приватбанка. В переводе на обычный язык это значит, что МВФ не хочет, чтобы Приватбанк вернули Игорю Коломойскому или выплатили за него компенсацию из государственного бюджета.
Также в МВФ недовольны торможением подготовки к открытию на Украине свободного ранка сельскохозяйственных земель.
Между тем, украинская власть остро нуждается в деньгах МВФ. Фонд показал правительству президента Зеленского кнут и намекнул, что нужно сделать, чтобы получить пряник: продолжить неограниченную приватизацию банковского сектора и ввести рынок земли. За скобками остались другие рекомендации международных структур о тотальной приватизации всего оставшегося госимущества, но от них не отказались. Переговоры будут продолжены в ближайшие недели. Деваться Зеленскому некуда, хотя с другой стороны его в своих интересах поддавливает Коломойский.
Распродать всё и вся, но сначала – банки
Ещё в начале сентября президент Украины Владимир Зеленский дал поручение правительству до 1 декабря 2019 года начать подготовку к приватизации практически всех оставшихся в государственной собственности промышленных, энергетических, транспортных, финансовых и других предприятий. Также ему поручалось начать поиск иностранных инвесторов. Для обеспечения такой глобальной приватизации Зеленский параллельно поручил парламенту до 1 октября 2019 года принять закон об отмене списка госпредприятий, которые не подлежат приватизации.
По словам премьер-министра Алексея Гончарука, прежде всего планируется продать государственные банки: «Ощадбанк», «Укрэксимбанк», «Укргазбанк» и национализированный в 2016 году «Приватбанк». Это делается для того, чтобы, как сказал премьер, привлечь в Украину десять каких-то крупных иностранных банков.
На самом деле это означает, что госбанки продадут иностранцам, которые получат с них неплохие прибыли. Поэтому МВФ и недоволен, что уже наметившиеся гешефты для западного финансового капитала ставятся под вопрос. И заставляет Зеленского выполнить взятые на себя обязательства.
Если такое всё же случится, то это будет означать окончательное добивание независимой банковской системы страны, начатое при президентстве Петра Порошенко. Во время руководства Минфином Натальи Яресько число украинских банков и их суммарный капитал сократились в несколько раз. Теперь решили прямо продать остатки банковской системы иностранцам.
А потом – продать всё остальное
Затем наступит очередь распродажи стратегических энергетических предприятий: на продажу выставят Нафтогаз, Центрэнерго, Укрэнерго, Энергоатом. После этого в частные руки продадут предприятия транспорта и связи: морские порты, Укрзализныцю и Укрпочту. Последней будет подготовлена к продаже газотранспортная система Украины. Для этого она с 1 января 2020 года переходит на баланс предприятия Магистральные газопроводы Украины. Параллельно с продажей стратегических предприятий и целых отраслей будут приватизироваться последние промышленные предприятия, такие как Одесский припортовый завод.
Не остановятся перед приватизацией даже предприятий оборонно-промышленного комплекса. Если найдутся те, кто захочет их купить.
Также иностранные компании допустят к добыче полезных ископаемых.
Главный вопрос – о земле
Одновременно с приватизацией, президент Зеленский поручил парламенту и правительству до 1 декабря обеспечить введение на Украине свободного земельного рынка. Для этого Раде необходимо снять мораторий на продажу земли сельхозназначения и принять необходимые нормативные документы.
По словам главы правительства Алексея Гончарука иностранные граждане и компании смогут покупать землю только после регистрации на Украине юридическими лицами. Также он отметил, что механизм продажи земли разрабатывается в сотрудничестве со Всемирным банком. На практике это означает, что мораторий хотят снять именно в интересах международных корпораций. Иначе можно было бы пойти на компромиссный вариант: разрешить свободную продажу сельхозземель физическим лицам. Такая модель действует в большинстве стран Европы. Но это заказчиков Зеленского не устраивает.
Однако введение рынка сельхозземли, согласно социальным опросам, не одобряют более 60% граждан Украины. Против него выступают местные сельхозолигархи. Они заинтересованы в сохранении нынешней системы землепользования, при которой крупные агрохолдинги арендуют землю у крестьян за ничтожную плату. Они прекрасно понимают, что конкурировать с международными корпорациями они не смогут и будут попросту вышвырнуты из бизнеса.
Поэтому в команде Зеленского нет уверенности, что парламент снимет мораторий на свободную продажу земли. К тому же это может привести к обвалу президентского рейтинга. Подготовка к снятию моратория затормозилась – и на это сразу отреагировали в МВФ, не дав кредита.
Украина: финальная распродажа
Продолжает подтверждаться тезис, что президент Владимир Зеленский в первую очередь выступает проводником интересов крупного иностранного бизнеса. На такую масштабную раздачу лакомых кусков госсобственности, что задумал Зеленский, ранее не решался ни один президент Украины. Причём весь предыдущий опыт приватизации говорит, что каких-либо значительных финансовых вливаний от распродажи Украина в целом и государство в частности не получат.
На то, что выгодополучателями намечающейся украинской мегаприватизации будут именно иностранцы, указывают постоянные оговорки представителей власти. В тексте их экономических инициатив, комментариях по их поводу часто встречаются выражения «иностранные инвесторы», «иностранные компании» и наименования международных финансово-экономических институций (МВФ, Всемирный банк и пр.), помогающих в этом нелёгком деле.
И это закономерно. Выбрав путь экономического сотрудничества с Западом, Украина естественным образом отдала ему свою экономическую независимость. Удивляет лишь быстрота и исполнительность, с которыми команда Зеленского принялась выполнять пожелания западных кураторов. Правда, сейчас она натолкнулась на сопротивления опытных и влиятельных местных олигархов и сбавила темп. В следующие месяцы можно будет наблюдать борьбу Запада и местных баронов за влияние на зелёную власть.
Однако сейчас команда Зеленского во что бы то ни стало нуждается в очередном кредите и пойдёт на всё, чтобы его получить. Молодые либертарианцы из правительства понимают, что не будут у власти долго: до критического обвала их рейтинга из-за дальнейшего падения уровня жизни в стране не более, чем полтора-два года. Так что в течение первой половины каденции нынешнего президента рекомендации западных кураторов будут, без сомнения, в основном, выполнены, а их аппетиты – удовлетворены.
Зеленский – не отрицание Порошенко, а его закономерное продолжение и развитие.
При этом государство Украина останется ни с чем. Останутся ни с чем и граждане страны – ведь у государства больше не будет никаких экономических рычагов, чтобы обеспечивать хотя бы минимальное соблюдение социальных стандартов. По сути, Украина становится идеальным, чистым экспериментом по абсолютному ограблению когда-то развитой страны и её низведению на уровень самых отсталых территорий третьего мира. Что будет с жителями страны через пару-тройку лет - никто из власть имущих даже не задумывается. Это просто не попадает в поле их интересов.
С другой стороны, сегодняшние правители - выходцы из Украины. Иностранцев единицы, гораздо меньше, чем в начале правления Порошенко. То есть это именно то правительство, что смогло сгенерировать современное украинское общество. На создание более ответственного перед народом, компетентного, и попросту умного правительства общество оказалось неспособно.
Закончится это банально: доходы и преференции получат представители власти и крупного бизнеса, а тяжесть последствий ляжет на недальновидный электорат. Ведь в современном мире опасно быть неумным.