Пока не прошёл лёгкий шок от разгромной победы партии «Слуга народа» на выборах в Верховную Раду, политологи мало внимания обращают на результат будущей парламентской оппозиции – «Оппозиционной платформы – За жизнь». А ведь по нему можно судить о том, что будет происходить на северо-восточном направлении внешней политики Украины.
Проиграли все
Первое, оно же главное – ОПЗЖ получила не те результаты, на которые, вероятно рассчитывала, и не те, которые позволяют влиять на политический и законотворческий процесс. То есть – проиграла. 45 депутатов – это приличная фракция, но её не хватит даже для срыва голосования, не говоря уже о проведении своих законов. Правда, и гораздо более многочисленная фракция оппозиции в уходящей Раде тоже сидела тихо, полностью отдав инициативу, так что хуже не стало.
Другой вопрос, что проиграли все старые партии, в том числе прошедшие в парламент «Батькивщина» и «Европейская солидарность». Это тренд времени – деление общества послемайдановских времён перестаёт быть актуальным и постепенно уходит в политическое небытие. Конечно, и националисты, и «партия войны» оставят какие-то реликты, что будут пачкать новую украинскую политику. Однако их влияние будет небольшим.
Проигрышная, но неизбежная ставка
На «Оппозиционную платформу» делали ставку из РФ. Это не то что не скрывали, а демонстрировали обе стороны: встречи Виктора Медведчука и Юрия Бойко с Дмитрием Медведевым, заявления Медведчука о поставках российского газа, попытка проведения телемоста с Россией и так далее.
Хорошо, что такие демарши стали возможны. Ведь ещё полгода назад за такие дела в отношении Медведчука начали бы следствие по государственной измене. Плохо, что это всё прошло впустую – на электорат это не подействовало.
Большинству избирателей, в том числе на самом Юго-Востоке, пророссийская тема уже во многом не близка. В этом ситуация кардинально изменилась с 2014 года благодаря влиянию с двух сторон. Украина проводила эффективную антироссийскую пропаганду, а Россия недвусмысленно давала понять, что до жителей Юго-Востока ей нет никакого дела. И это сработало.
Однако деваться российским политикам было некуда, по-другому на внешних фронтах они не работают. И они поставили на крайне непопулярного на Украине Виктора Медведчука. Чем вызвали раскол в оппозиционном лагере, от которого откололась группировка Александра Вилкула – Евгения Мураева, представляющая собственно «Оппозиционный блок» Рината Ахметова – Вадима Новинского.
Кто есть кто
Выбор Виктора Медведчука определился, видимо, по принципу личной преданности. У него, как пишут, хорошие личные отношения с Владимиром Путиным. А по правде сказать, и выбирать-то россиянам было особо не из кого: на Россию в украинском политикуме теперь мало кто ориентируется.
Однако выбор оказался неудачным. Медведчуку со времён руководства администрацией президента Леонида Кучмы удалось сохранить имидж всесильного серого кардинала, хотя это ни в малейшей степени не соответствует действительности. Оставшись без административных рычагов в 2005 году, он провалил все свои публичные политические проекты («Украинский выбор», а ранее – «За Единую Украину»). А теперь вот топит ОПЗЖ.
Не всё гладко и с делами на той стороне. Отодвинуть куратора украинского направления Владислава Суркова и выйти на личный официальный контакт с Путиным Медведчуку не удалось: дальше Медведева его не пропустили. Да ещё и президент Украины Владимир Зеленский напрямую позвонил своему российскому коллеге, среди прочего показав этим, что в посредничестве не нуждается.
Российская ставка на политический проект отжившей эпохи в виде ОПЗЖ оказывается неэффективной. В Москве ещё не вполне осознали, что внутреннее деление Украины по геополитическому принципу (за Россию – за Запад) всё больше становится неактуальным. В посредничестве лидеров ОПЗЖ в отношениях между Украиной и Россией тоже никто особо не нуждается, что и показали действенные акторы с обеих сторон.