Первый тур выборов президента Украины вызвал у большинства граждан эйфорию: ненавистный Пётр Порошенко потерпел решительное поражение от кандидата Владимира Зеленского. Однако по прошествии двух недель общественное мнение пришло в норму. Эксперты стали склонятся к мысли, что в случае победы Зеленского во втором туре при его президентстве каких-то особых перемен к лучшему на Украине не случится
Особо отметим абсолютный иррациональный оптимизм украинцев: одна часть верит в перемены к лучшему после избрания Зеленского, другая - не верит в перемены к лучшему и считает, что всё будет без изменений. То есть в ухудшение ситуации, несмотря на наличие массы объективных предпосылок к именно такому развитию ситуации, не верит никто. Но это - тема отдельного материала по этнопсихологии.
Каждый следующий хуже
С президентства Леонида Кучмы (1994-2005) каждого следующего президента население считало худшим, чем предыдущий.
Виктор Ющенко (2005-2010) показал полную недееспособность как государственный деятель и набрал в 2010 году 5% голосов в первом туре выборов. Его провожали с презрением, но без особой ненависти. По крайней мере политических репрессий, ущемления свободы слова, явной дискриминации по расовому, национальному, языковому признакам при Ющенко не было. Экономику Ющенко особо не трогал: несмотря на ряд внешнеэкономических провалов (например, с ценой газа, закупаемого у «Газпрома») и мировой финансовый кризис, украинская экономика при нём выстояла, хотя и с потерями.
Виктора Януковича (2005-2014) свергли путём государственного переворота. Его ненавидела половина населения. Члены «семьи» Януковича действительно пошли по беспределу: устроили кормушки на государственных должностях и отжимали чужие бизнеса. Но Янукович и его правительство, возглавляемое Николаем Азаровым, отстаивало государственные и экономические интересы внутри страны и на международной арене. Следили за благосостоянием и социальным обеспечением населения.
Петр Порошенко устроил в стране войну, по указке из-за границы запустил радикальные антисоциальные реформы. Расхищение государственных финансов, коррупция и злоупотребления в сфере государственного управления при нём достигли невиданных ранее масштабов. В стране идёт наступление на свободу слова, проходят политические репрессии вплоть до убийств, расцветает дискриминация по национальному и языковому признакам. По данным социсследований, антирейтинг нынешнего президента больше 75%, иными словами Порошенко ненавидит три четверти населения.
Отсюда успех Владимира Зеленского в первом туре – это протест против Петра Порошенко, а не выбор в пользу самого Зеленского. Он уже дал понять, что продолжит общую стратегию Порошенко во внешней политике. Не видно перспектив в экономике и социальной сфере. А тень Игоря Коломойского, что маячит за Зеленским, не оставляет надежд на улучшения в сфере борьбы с коррупцией и прекращение использования власти в интересах обогащения олигархов.
У колонии нет хорошего выбора
Почему же так происходит? Всё дело в том, что возможность по-настоящему альтернативного выбора у украинцев забрали.
На президентских выборах 2004/2005 и 2010 годов Украина хотя бы выбирала между политико-экономическими группировками, ориентированными на Запад и Россию. Но и тогда это был выбор между вариантами капитализма: относительно мягкой социал-демократией (или центристским либерализмом) восточных олигархических кланов и жёстким либерализмом прозападных. Последняя возможность левого реванша была упущена на вторых выборах Леонида Кучмы в 1999 году. Коммунист Пётр Симоненко потерпел поражение, хотя в парламенте КПУ ещё играла значительную роль до 2014 года.
После государственного переворота 2014 года коммунисты были насильственно выброшены с политического поля, а центристы бывшей Партии регионов значительно ослаблены. Поэтому в 2019 году реальная борьба за президентское кресло велась только между правыми либералами: крайними Петром Порошенко и Владимиром Зеленским (представителем Игоря Коломойского), а также и умеренной Юлией Тимошенко. Их преследовал, но без реальных перспектив, центрист Юрий Бойко. Левого политика Петра Симоненко незаконно не допустили к выборам.
Получается, выбор украинских избирателей в два этапа искусственно сузили до одного правого сегмента политического спектра. Почему так случилось – отдельный вопрос. Отметим лишь, что большую роль здесь сыграли общемировые тенденции наступления глобальных капиталистов на экономические, материальные и политические права простых людей. Украина, как и некоторые другие страны, оказалась перед ними беззащитна.
Если решают за вас, то что вы можете выбрать?
Однако на практике это привело к тому, что украинцам предоставляется право выбора только между радикальным режимом насилия с элементами диктатуры и неонацизма Петра Порошенко и предположительно чуть менее людоедскими режимами Владимира Зеленского или Юлии Тимошенко.
Хуже всех
Такое сужение политического выбора сейчас во многих странах. В тех же США граждане выбирают между правыми либералами – республиканцами и либералами-центристами – демократами. В Великобритании до недавнего времени лейбористы были настоящими левыми центристами, противостоящими правым консерваторам. Сейчас британские лейбористы во многом переродились в либералов.
В России также практически безальтернативно правят либералы. Политического выбора по сути нет, и режим постепенно становится всё более антисоциальным.
Однако все эти страны не находятся в таком жестоком социальном, экономическом и межнациональном кризисе, как Украина. Они богаче и в них не идёт война. Люди там легче приспосабливаются к изменениям и лучше живут.
А чтобы улучшить жизнь на Украине нужны решительные изменения, а возможность провести их у украинцев как раз отобрали. И даже лишили граждан возможности понять, куда двигаться стране. Получается замкнутый круг, приводящий к выбору без выбора. А пока у страны хорошего выбора нет – выхода из кризиса не предвидится.