В XIX веке украинцы были русским субэтносом, не считали себя отдельным народом и им не были. Не носил народ на Украине ни казацких нарядов, ни польских усов – всё это фантазийные эксперименты узкой группы украинствующих косплееров, вошедшие в тираж только в советской Украине. В Малороссии простой народ носил русские бороды и ходил в лаптях. Это хорошо видно по фотографиям того времени.
Создание Украинской республики, а затем Советской Украины было большой неожиданностью для местного населения, но оно вполне охотно пошло на коренизацию.
Главная причина украино-российского конфликта лежит в области этнической психологии.
Во-первых, оказывалось, что их речь – это не сельский говор, а литературный эталон и переучиваться не надо. Во-вторых, они получали большие преимущества перед русским населением, причём не только на территории Украины.
В это время у украинцев не было никакой вражды к русским, но они заметили, что публичные оскорбления русских, побои и доносы вызывают восторг у интернациональных властей и за это практически всегда следует какое-то поощрение.
Так украинцев, только формирующихся в отдельную нацию, с самого начала приучили, что русофобия – это очень хорошая жизненная позиция, сулящая большие выгоды.
Одновременно они постоянно видели перед собой растерянных, смертельно запуганных людей. И решили, что русских и надо бить, потому что это ничтожные и трусливые люди, неспособные на отпор даже в случае грубого бытового хулиганства.
Это было действительно так, потому что к этому времени в СССР практически уничтожили всех русских горожан или они убежали за границу. А тех, кто остался, официально объявили унтерменшами – недочеловеками, не имеющими гражданских прав. Русские не имели права учиться в высших учебных заведениях, им было запрещено принимать участие в выборах, их так официально и именовали: бывшие люди.
К сожалению, такое случается в истории не так уж и редко. Правда, всё-таки таким унижениям подвергаются национальные меньшинства (например, белое население в современной ЮАР). А в России так унизили верхний класс русских – народа, который составлял большинство.
Украинцы в этих условиях всегда социально выигрывали у русских, в том числе на территории РСФСР. Причём, это не стоило им никакого труда. Все свои льготы украинцы получали также как современное чернокожее население Америки. Зачем афроамериканцу сдавать вступительные экзамены в колледж, его туда возьмут автоматически по отдельной квоте.
К чему приводит подобная практика? К необыкновенному расцвету афроамериканской культуры? Что-то маловато там выдающихся деятелей, и их даже меньше чем было до принятия подобных законов. Среди современных чернокожих американцев нет ни мартинов лютеров кингов, ни армстронгов и полей робсонов. Что неудивительно, потому что культура формируется в условиях жесточайшей конкуренции, и конкуренции честной.
В 20-30-е годы Украине были выданы огромные авансы на создание местной украинской интеллигенции. Все проекты в этой области закончились оглушительным провалом.
Огромная киностудия Довженко стала эталоном низкопробной халтуры. В Харькове в 30-е годы была создана школа украинской психологии. У её истоков стояли местные евреи, но они приложили большие усилия, чтобы выходцы из украинских сёл стали учёными-психологами. Действительно, таковых на Украине появилось очень много. Но их книги – это просто пустопорожняя болтовня. А их сообщество быстро выродилось в деревенское землячество, чтобы не сказать – в тоталитарную секту.
Есть у украинцев такая особенность: что ни делают, получается секта.
Наиболее показательна ситуация с украинской музыкой. Выдающийся композитор Рейнгольд Глиэр приложил много усилий для создания национальных музыкальных школ советских республик. Его усилия в Азербайджане увенчались блестящим успехом: там появился замечательный композитор Кара Караев и Бакинская школа симфонической музыки.
А что было в Советской Украине? Глиэр сам родом с Украины, и в Украину вложил три четверти своих усилий. Что не выходе? Ноль!
До сих пор украинцы говорят о своей необыкновенной музыкальности. Музыкальность есть, а в музыки у 50-миллионного европейского народа – нет. Поэтому почётными украинцами объявлены Чайковский и Прокофьев.
Это вовсе не свидетельствует о необыкновенной тупизне украинцев. Наоборот, украинский этнос талантливый. Просто на протяжении столетий все умные и инициативные украинцы, пробивающие себе дорогу своими способностями и трудолюбием, получив образование и переехав в город неизбежно становились или русскими или поляками.
Потому что украинство – это сельская региональная культура, такая же как быт вологодских, псковских или поволжских крестьян. В городах вологодцы, псковичи или поволжцы становились русскими, хотя, конечно, сохраняли связь с родной деревней.
В России до революции студенчество состояло из множества землячеств. Земляки помогали друг другу учиться, обменивались книгами, оказывали денежную помощь через студенческие кассы, но никто из них не изображал из себя в Петербурге или Москве каких-то особых псковичей или волжан, или требовал за это каких-то особых льгот. А украинцев в 20-30-х годах заставили это сделать насильно и дали такие преимущества, о которых они и не смели мечтать.
Кто это сделал, неужели какие-то скрытые украинофилы в Политбюро? Фамилии этих «украинофилов» известны: Джугашвили, Косиор, Берия, Каганович. На Украину и украинскую литературу им было глубоко наплевать. И то что происходит сейчас – закономерный итог этой политики.
Примечания:
Бывшие люди – русские аристократы, офицеры, чиновники, духовенство, купечество, зажиточное крестьянство, лишённые социального статуса большевистской властью после революции в России 1917 года.