В ночь с 1 на 2 января неизвестные сожгли музей «Крыивка», расположенный возле села Басовка Пустомытивского района Львовской области. Экспозиция, располагавшаяся в нескольких небольших землянках, сгорела дотла. Сотрудники музея считают, что это был намеренный поджог. Пожар произошел в ночь после празднования националистами дня рождения Степана Бандеры.
Музей-крыивку открыли в 2014 году на месте подпольной типографии ОУН-УПА. По преданию, в 1955 году здесь произошел последний бой между участниками бандеровского подполья и сотрудниками НКВД. В нынешней Украине ОУН-УПА на официальном уровне подвергается безальтернативной героизации. Однако это было не всегда так даже на Западной Украине.
В 1943-1955 годах жители западных областей сильно пострадали от террористической деятельности боевиков ОУН-УПА. Особенно в 1944-1948 гг. – от освобождения Украины до укрощения советской властью активной фазы действий бандеровского подполья.
В 1944-1955 гг. боевиками ОУН-УПА было убито 2662 работника советско-партийного актива, 582 председателя сельских Советов, 262 председателя колхозов, 446 колхозников, 829 работников госбезопасности, 473 работника милиции, 1525 бойцов групп охраны общественного порядка, 187 военнослужащих, 933 служащих, 12839 прочих граждан. Всего, по неполным данным, погибло 22430 человек.
(Здесь и далее цитаты по «Справке о деятельности ОУН-УПА», подготовленной СБУ по заданию Верховной Рады Украины в 1993 году на основе архивных документов).
Лишь небольшая часть жертв террора из гражданских была не местными.
Основной социальной и материальной базой УПА было крестьянство. Имелась четкая структура, когда определенные села должны были обеспечивать продовольствием и другими ресурсами конкретные подразделения УПА. Обычно у среднего села находилась на обеспечении чота (взвод). Получалось, что днем в селе была советская власть, а ночью – бандеровская. Предательство или активное сотрудничество с властями каралось смертью.
Людей не только эксплуатировали экономически, но и старались повязать кровью. Жительница Тернопольского села, ребенком приехавшая после войны в Херсон, вспоминала атмосферу тотального страха на родине. Ее отцу пришлось покинуть свой дом после того, как он не смог убить по приказу бандеровцев своего соседа, обвиненного теми в сотрудничестве с властями. Отсутствие страха и добрые, спокойные люди в Херсоне казались ей чудом.
Перелом в сознании простых жителей Западной Украины произошел около 1948 года, когда система подпольного террора ОУН-УПА стала для них хуже, чем колхозно-совхозная система советской власти. Селяне просто не выдержали двойного давления и выбрали то, что представлялось им более предпочтительным и не угрожало непосредственно их жизни.
После 1948 года они не только активно шли на сотрудничество с советской властью, но и записывались в вооруженные отряды охраны общественного порядка и истребительные батальоны.
Шло разложение УПА изнутри.
Отметим, что выселенным жителям, потомков которых много и в некоторых районах Херсонской области, очень повезло.
В результате к 1955 году бандеровское подполье на Западной Украине полностью ликвидировали.
Под воздействием пропаганды урок истории забылся. И теперь многие потомки пострадавших от рук ОУП-УПА действуют заодно с потомками убийц своих предков.
Однако, судя по происшествию с музеем-крыивкой, не все это забыли даже на Западной Украине.