Главные ошибки армии РФ на Украине

Судьба ВСУ и киевского режима предопределена. Но, наблюдая за ходом операции, невозможно не отметить то, что ВС РФ действует по старинке.
Особое мнение
Александр Коц на Украине
Российских журналистов в операции участвует мало и они из крупных российских же изданий. По Украине же информационно никто не работает.

Опоздание с операцией на 8 лет

В 2014 году произошла «Крымская весна» - фактически бескровный переход власти от киевского режима к местным активистам, а затем и вхождение полуострова в состав Российской Федерации. Этому способствовали следующие факторы:

  1. Преднамеренный отказ новой власти в Киеве от претензий на Крым из опасений сорвать процесс собственной легализации после переворота;
  2. Моральный, организационный и технический развал ВСУ после периода правления команды Януковича.
  3. Отсутствие на полуострове идейных украинских националистов и общее положительное отношение населения Крыма к России.

Если бы российская армия провела военную операцию подобную нынешней все три этих фактора, может быть, в немного меньшей степени, работали бы и при установления контроля за всей остальной территорией Украины.

Аналога «Крымской весны» не получилось

За истекшие 8 лет ситуация на Украине кардинальным образом изменилась. Киевский режим, заручившийся поддержкой США и их союзников настолько укрепился политически, что получил карт-бланш едва ли не на любые преступления против человечности.

ВСУ значительно укрепились во всех смыслах. Украинская армия Януковича и украинская армия сейчас – это небо и земля. Под руководством западных кураторов была построена эффективная система управления войсками. В самой армии появилось множество обстрелянных и высоко мотивированных бойцов.

У части из них мотивация обусловлена боевым опытом и личными переживаниями в этой связи, у других – непрекращающейся пропагандой войны, которую вел киевский режим по всем медийным каналам.

Нет, российская армия, конечно, многократно сильнее украинской и у последней нет никаких шансов. Но какой ценой будет достигнут результат? Сейчас операция, которая задумывалась как молниеносная и бескровная, стоит на грани перерастания в полномасштабную позиционную войну, которая неизбежно приведет к огромному количество жертв с обеих сторон.

Недооценка психологического фактора

Где российские ЦИПСО?

Не будем разбирать чисто военные ошибки, о них уже сказали специалисты – это и практически полное отсутствие ударных беспилотников, и беспечность некоторых сухопутных подразделений, которые не сразу поняли, что они на войне, а не на учениях. Но главная, фатальная ошибка – это не то что недооценка, а тотальное игнорирование фактора информационной войны вообще как явления.

Будучи многократно слабее ВС РФ в чисто военном плане, в сфере проведения информационно-психологических операций украинская армия не то что выше российской – сравнивать просто не с чем. В российской армии такой род войск отсутствует в принципе.

Что мешало придать каждой батальонно-тактической группе по одному журналисту с хорошей техникой – это всего-то 60 журналистов, но они бы полностью переломили ход информационного противоборства. Миллионы людей на Украине видели бы военную операцию их глазами, а не глазами случайных прохожих, которые каждый сгоревший танк считают российским по умолчанию.

Восемь лет пропаганды дали свои плоды

За эти годы киевские журналисты очень постарались чтобы украинское общество стало более радикальным и русофобским. И они реально смогли это сделать. Тот кто относился к России нейтрально, теперь относится умеренно-негативно, кто относился умеренно-негативно – стал придерживаться неонацистских взглядов.

А кто относился к России позитивно, были вынуждены скрывать свои взгляды. Созданное инициативно в городах-миллионниках пророссийское подполье Москвой никак не поддерживалось и было почти полностью уничтожено.

Сейчас, в результате проведения военной операции украинское общество по законам психологии консолидировалось. Даже те, кто ещё вчера был настроен негативно по отношению к собственной власти, сейчас «перед лицом общей опасности» стали её ситуативно поддерживать.

Фейки

Во время войны всегда бывает много лживой информации. Но в этот раз украинцы превзошли самих себя. Разрушенная русскими бомбами многоэтажка в Киеве оказалась домом в России, пострадавшим от взрыва бытового газа десять лет назад. Задержанный якобы ОМОНовец из Новокузнецка, оказался украинским участником военно-патриотического клуба из украинского Николаева. А взятый украинцами в плен пилот подбитого российского вертолёта Ка-52 и вовсе оказался протоиереем УПЦ МП Михаилом Павлушенко. Все западные СМИ тиражировали новость с его фотографией о взятом российском диверсанте.

Вовсю снимаются постановочные видео со «зверствами российских оккупантов» сочиняются сложные сюжеты вроде «орудующих в Киеве российских диверсантов переодетых в украинскую форму и на украинских бронемашинах». В чем-чем, а в лжи украинцы действительно мастера, тут им не откажешь.

То, что российская сторона фейки не использует, это скорее хорошо, чем плохо. Но есть подозрение, что она их не использует просто потому что вообще ничего не использует.

Нарративы, нарративы…

Российская армия воюет не с киевским режимом, а с народом Украины, аналогии с нападением гитлеровской Германии в 1941 году – киевская пропаганда не гнушается сейчас ничем, и на какую-то часть недалеких людей это воздействует. То, что ВС РФ до сих пор не применили бомбардировщики и фугасные бомбы, не наносили удары по казармам и местам расположения личного состава ВСУ из-за чего сейчас несут потери – это украинскому обывателю неведомо.

Кто-то испытывает унижение из-за того, что его убедили в том, что РФ посягает на независимость Украины. Эти люди не понимают, что эта независимость давным-давно была сдана Вашингтону и проходящая сейчас операция – это не утрата, а фактически восстановление независимости.

Другие понимают что с укронацистской хунтой надо было что-то делать, но всё равно осуждают Путина за то, что тот «развязал войну». Они забыли, что война была развязана Александром Турчиновым 8 лет назад и все эти годы. Поэтому нынешняя операция – это не «развязывание войны», а, наоборот, её прекращение.

На любой лживый киевский нарратив есть правдивый – но доносить их, кроме разрозненных энтузиастов – пользователей соцсетей – по большому счету и некому.

Легенды

То как работает и как не должна работать система пропаганды приведу на двух ярких примерах.

Остров Змеиный в Черном море защищали 16 украинских пограничников. Подойдя на корабле русские предложили им сдаться, но украинцы мужественно приняли бой и все погибли. Зеленский распорядился представить всех к государственным наградам посмертно.

Это была версия украинской пропаганды, ставшая уже общеизвестным фактом. На самом деле всё было немного иначе. Украинских военных было не 13 человек, а около сотни. Когда к острову подошли российские моряки, они выпустили предупредительную очередь из крупнокалиберного пулемета по скалам и предложили гарнизону сдаться. Украинцы благоразумно это предложение приняли.

Но кто об этом знает? Не удивлюсь, если «подвиг 13 моряков с острова Змеиный» спустя какое-то время будет отмечаться на государственном уровне, как сейчас отмечается такой же по содержанию Бой под Крутами.

И второй пример. Больше суток около 200 российских десантников удерживали аэродром в Гостомеле, отбиваясь от элитной 4-й бригады Нацгвардии Украины. Это элитная часть украинской армии, созданная в 2016 году по любимым натовским стандартам. В бригаду не берут кого попало - специальный отбор личного состава. В составе этого воинского подразделения два штурмовых батальона, артиллерия, разведка, рота БПЛА и целый танковый батальон. Три раза Киев объявлял о взятии аэродрома, десантники  понесли потери, но не сдались. Ни один российский центральный телеканал не сказал об этом подвиге ни слова.

Переходите в Telegram
и подпишитесь на наш канал:
все статьи с аннотациями.