Украинские пленные – не нужны ни своим, ни россиянам

Украинские пленные – не нужны ни своим, ни россиянам
Опубликовано: Пт, 27 декабря 2024 г. в рубрике "Украино-российский конфликт", обновлено: 27-12-2024, 20:27
Украинские пленные
Украинские пленные своей власти не нужны - они для Киева уже отработанный материал.

Не по канонам

По теории ведения боевых действий все эти люди должны находиться в плену до самого окончания войны. Это позволяет исключить повторное использование опытного и подготовленного бойца в военном конфликте. И, действительно, мы не помним случаев чтобы, например, в Великую отечественную войну СССР менялся пленными с гитлеровским Рейхом.

Показательный пример – с бывшим командиром 36 бригады морской пехоты майором Евгением Бовой. По его приказу в Мариуполе его подчинённые расстреляли шестерых мирных жителей, причем, расстреляли зверски – запрещёнными экспансивными пулями. В конце апреля 2022 года Бова сдался в плен и в сентябре того же года благополучно вернулся по обмену на Украину. Сейчас он назначен командиром новой механизированной бригады ВСУ, которая формируется в Полтавской области.

Однако нынешний у нынешнего военного конфликта на территории Украины свои правила. Одно из которых – стремление российской стороны (ещё со времен «безальтернативных» Минских соглашений) решить все вопросы с Киевом переговорным путём и, с другой стороны, категорическое Киева в принципе общаться с Москвой.

Отсюда и принципиальная разница в подходах к обмену военнопленными между Украиной и Россией. Для Москвы шанс войти в переговорный процесс с Киевом, тем более желательный, что украинских пленных накопилось уже столько, что пенитенциарная система испытывает серьёзные перегрузки. Для одурманенного же собственной пропагандой Киева – это всего лишь нежелательная помеха на пути к параду «Абрамсов» на Красной площади. Да и российских пленных у Киева не так много, чтобы ими разбрасываться.

Москве чужие пленные не нужны, а нужны свои

Опыт конфликта показывает, что России украинские пленные в принципе не нужны – их очень много, они создают нагрузку на пенитенциарную систему и активно используются во вражеской пропаганде. Достаточно вспомнить ракетный удар по СИЗО в Еленовке в июле 2022 года, когда украинские военные сожгли полсотни своих же боевиков, но подали это как преступление российских войск. А также сбитие российского самолёта с летящими на обмен украинскими пленными над Белгородской областью в январе 2024 года.

А вот вернуть своих – важнейшая задача, на которую направлены значительные усилия. Помимо омбудсменов ДНР и РФ 33-летней Дарьи Морозовой и 67-летней Татьяны Москальковой, к процессу подключился депутат Госдумы РФ от Чечни Шамсаил Саралиев. Для украинских женщин, разыскивающих своих родных он создал специальную электронную почту Saving.world.2023@gmail.com. Он обещает систематизировать, формировать базу для скорейшего обмена военнопленными с обеих сторон.

Киеву свои пленные не нужны, а нужны чужие

Прямо противоположная ситуация сложилась на Украине. Уже сам факт наличия россиян находящихся у них в рабстве, с которыми можно делать всё что угодно (и делают!) поднимает самооценку ужасно закомплексованных, в общем то, украинцев. Кроме того российских пленных Киев активно использует в пропаганде, заставляя бесправных людей участвовать в постановочных пресс-конференциях, где те под страхом смерти наговаривают на себя и свою страну.

Свои же пленные, наоборот, Киеву объективно не нужны. В своё время на обмене пленённых в Мариуполе нацистов из «Азова» киевская пропаганда сделала целое пропагандистское шоу. Для того чтобы вызволить из российского плена укронацистов подключался даже Папа Римский Франциск. Но на обычных мобилизованных ВСУшниках такого пиара не сделаешь. С другой стороны, в последнее время стали организовываться жёны украинских военнопленных, требующих от Зеленского вернуть их мужей домой.

Вторая причина – чисто материальная, это выплата компенсаций. Компенсации за гибель и пребывание в плену установлены достаточно крупные, но при таком количестве погибших и взятых в плен таких денег в бюджете, разумеется, нет. Поэтому приходится выкручиваться. Гибель солдат командиры оформляют как пропажу без вести, что дает возможность не выплачивать семье положенные деньги. То же самое касается и военнопленных, которые пока официально не вернулись по обмену, таковым не считаются.

История обменов

Тем не менее, какие-то обмены удается проводить. Самым знаковым так и остался обмен 22 сентября 2022 года, когда российская сторона передала Киеву 215 ВСУшников, в том числе половину всех пленных укронацистов из «Азова» (108 существ) и 10 иностранных наёмников, в том числе, приговорённых к смертной казни в ДНР Эйдена Аслина, Шона Пиннера и Саадуна Брагима. Всего на тот момент в российском плену находилось более 8 тысяч украинских военнослужащих.

Взамен Киев отдал тогда всего 50 россиян, среди которых неожиданно оказался гражданин Украины Виктор Медведчук. Несмотря на то, что его участие в обмене особо не афишировалось, есть основание полагать, что вообще весь этот щедрый с российской стороны обмен был организован ради него одного. Киев это понимал, поднимал цену по максимуму и в итоге своего добился.

Затем обмены происходили весь период СВО, но уже не такие массовые. Якобы на встрече Ермака в США 5 декабря 2024 года команда Трампа склоняла его пойти на большой обмен пленными – порядка 500 на 500 человек. Тогда же российский омбудсмен Москалькова опубликовала поименный список украинских военнослужащих, которые в плену находятся уже более года. Однако, судя по последующим событиям, Ермак это пожелание проигнорировал.

Сейчас всё замерло в ожидании инаугурации нового президента США Трампа и старта обещанных им мирных переговоров. Насколько эти надежды состоятельны - будет понятно совсем скоро.

Контекст: