Украина сама разрушила свою энергобезопасность
На Украине 3-6 февраля произошли аварии на Запорожской, Ладыжинской и Добротворской теплоэлектростанциях. Три энергоблока остановлены на аварийные ремонты, в стране начался дефицит электроэнергии.
Ещё в 2019 году при остановке трёх тепловых энергоблоков такого бы не произошло: четыре украинских АЭС вырабатывали избыточное количество электроэнергии, часть которой даже поставлялась за границу. Однако в 2020 году не менее трёх из 15 атомных энергоблоков были остановлены без необходимости. Правительство сделало это в угоду олигарху Ринату Ахметову – владельцу основных мощностей возобновляемой энергетики (ветровых и солнечных электростанций). Государство закупает «зелёную энергию» у олигарха по вдесятеро завышенному тарифу. Дешёвая атомная электроэнергия не должна была мешать Ахметову обогащаться.
Балансировать энергосистему (то есть – покрывать недостаток электроэнергии) по ночам, когда экологические солнечные электростанции не работают, или в безветрие, когда стоят ВЭС, должны были ТЭС. В такие периоды их эксплуатировали с повышенной нагрузкой, что, вероятно, и привело к аварии трёх энергоблоков. Украина встала перед перспективой веерных отключений.
Россия спешит на помощь
Однако здесь на помощь поспешили прийти «братские» страны. Группа «Интер РАО» (российский оператор внешних поставок электроэнергии) в рамках договора об аварийной взаимопомощи увеличила поставки электроэнергии на Украину более чем в два раза – до 700 мегаватт. Белоруссия тоже начала поставки Украине электричества (два года назад она её импортировала с Украины).
Причём сначала Россия предложила передавать энергию через Крым. Но Украина, для которой вопрос энергетической блокады полуострова является принципиальным, отказалась от такой схемы. И тогда россияне с готовностью стали поставлять электроэнергию по другим маршрутам.
Интересно, что лишь недавно Киев заявлял о своих намерениях выйти из Единой энергетической системы с Россией и Белоруссией. Эти намерения объясняются не экономическими или техническими, а чисто политическими соображениями – разрывать связи с Россией и отдаляться от неё.
Нет принципов
С точки зрения внешней политики такие действия российских государственных организаций выглядят довольно странно. Эта готовность услужливо прийти на помощь тем, кто как только может пытается вредить России, удивляет. Почти одновременно с началом поставки российской электроэнергии президент Владимир Зеленский незаконным путём закрыл три центральных телеканала, фактически принадлежащих народному депутату и лидеру оппозиции Виктору Медведчуку, которого считают доверенным лицом президента России Владимира Путина. Даже по официальной версии каналы закрыли за пророссийскую пропаганду.
Это только один из примеров постоянных антироссийских выпадов на Украине, идущих нескончаемым потоком. Украинским деятелям надо отдать должное – в своей безумной русофобии они принципиальны, последовательны и настойчивы.
Совсем другое дело – представители российской стороны. Создаётся впечатление, что каких-либо политических принципов у России в отношении Украины просто нет. Выгодно поставлять электроэнергию – будем поставлять. Выгодно разместить заказ на ёлочные игрушки на украинском предприятии, приведший к конфузу и унижению России – разместим. В обобщённом смысле это значит, что у России нет никакой политики в отношении Украины, понимая под политикой комплекс принципов, направленных на достижение определённых целей.
Так происходило практически всё время после распада СССР. Украинская политика России была реактивной – РФ только реагировала на проблемы, создаваемые ей Украиной. Иногда удачно (газовый контракт 2009 года), чаще – не слишком (признание Петра Порошенко «лучшим выбором украинского народа»).
А что есть
На самом деле принципы российской украинской политики, конечно, есть. Но они с точки зрения классической политологии странные и неадекватные сложившейся обстановке.
Один из них – признание политической субъектности и независимости Украины. О том, что Украина – отдельное государство, говорят в России на всех уровнях – от пользователей соцсетей до президента. Однако этот принцип был нарушен самой Россией после присоединения Крыма. Сколь справедливым бы это не казалось простому человеку – с позиции международной политики это классическая аннексия, т.е. присоединение части территории одного государства к другому вопреки воле первого.
Другой принцип – декларирование концепции «братских народов» и поддержки «русского мира». Так, 8 февраля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия будет продвигать идеи русского мира в Украине путем мягкой силы, но не используя методов, которые бы противоречили международному праву.
В Украине живет очень много русских и русскоговорящих. Они все относятся к русскому миру. Культурная связь, исторические связи, общие корни отрицать было бы большой глупостью. Мы знаем, что такая линия на отрицание этой общности имеет место в Украине, но нам это не нравится,
- сказал Песков.
Очевидно, что такая декларация совершенно не соответствует общественно-политической ситуации на Украине. Пророссийская часть украинского общества маргинализирована и лишена политического представительства. Большая часть населения зомбирована русофобской пропагандой – это уже не «братский народ». Партии боятся даже официально задекларировать курс на дружбу с Россией. Как уже было сказано, телеканалы, просто не поддерживающие достаточной степени русофобии, были разогнаны. Журналисты и политики подвергаются политическим преследованиям, незаконным судебным и внесудебным расправам.
Песков с его «русским миром» опоздал как минимум на 20 лет. По-настоящему начинать эту работу следовало ещё до первого (оранжевого) майдана 2004 года. Но российские послы в Киеве Виктор Черномырдин и Георгий Зурабов занимались, преимущественно, бизнес-вопросами, в том числе личными.
Последнее есть отражение третьего принципа российской политики на украинском направлении – экономического прагматизма, причём вульгарного, примитивно понимаемого. Неудивительно, что чиновники министерства обороны РФ не видят ничего зазорного в заказе ёлочных игрушек в Киеве, а «Интер РАО» начинает поставки электроэнергии после выпада в отношении украинского политика, приближённого к российскому президенту.
Ну и есть ещё Минские соглашения - бесполезная попытка заставить Украину играть по правилам на Донбассе.
Почему так происходит
Концепция независимых дружественных государств оказалась утопической. Все окружающие РФ независимые постсоветские государства становятся всё более ей враждебными под воздействием внутренних (национализм) и внешних (влияния США и Запада) факторов. Это подтверждает историческая практика – даже Белоруссия и Казахстан отдаляются от России.
Но в своём нынешнем состоянии РФ не в силах отказася от неэффективной внешней политики. Ведь это означало бы необходимость взятия на себя ответственности за политическое структурирование постсоветского пространства. А этого в России не нужно никому - по этому вопросу есть консенсус власти, системных политиков, большей части населения и даже антипутинской либеральной оппозиции. Иного мнения придерживаются лишь представители маргинальных общественно-политических кругов и меньшая часть населения.
На этом успешно играет Запад. Сейчас его представители хотят увязать разрешение на достройку газопровода «Северный поток-2» с обязательствами РФ и после этого прокачивать газ по ГТС Украины. То есть Россию хотят заставить и дальше экономически поддерживать русофобский режим на Украине. И почти нет сомнений, что «Газпром» согласится на это – ведь политических принципов деятельности у него нет.
Когда политика изменится
Сохранение химерной политики на украинском направлении будет продолжаться, пока Россию по-настоящему не припечёт. Ведь дала же Россия жёсткий ответ как внутренней оппозиции, так и ЕС по поводу подавления массовых протестов в связи с посадкой Алексея Навального. Три западных дипломата были немедленно высланы из страны за участие в акциях, а приехавший разбираться представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель уехал ни с чем – Россия не пошла ни на малейшие уступки. В этом случае российская власть поняла, что Запад начал создавать непосредственную угрозу самому её существованию – и отреагировала адекватно.
На Украине любят говорить о «красных линиях». Но, очевидно, они есть, пусть и не обозначенные явно, и у России. Это может быть крупная военная провокация на Донбассе с созданием угрозы собственно российской территории, создание неприемлемых условий иностранного военного присутствия на Украине (например, попытка размещения ракет), предпосылки к серьёзным авариям на АЭС или иных опасных объектах из-за технологической деградации или что-то иное.
И когда одна из таких красных будет пересечена – реализуется известный принцип «русские долго запрягают, но быстро едут», который приписывают Отто фон Бисмарку. Киевским политикам и активистам придётся срочно переключиться с придумывания новых антироссийских выпадов на поиск билетов на международные авиарейсы или заказы чартеров из аэропорта «Борисполь».