О том, почему так происходит, и что нужно делать в таких ситуациях, рассказала адвокат Тамила Алексик.
По словам юриста, такая проблема действительно существует. Она стала особенно актуальной, когда власти установили двухмесячный срок для обновления учетных данных – с 16 мая по 16 июля.
Мой клиент был забронирован предприятием, но когда уехал в командировку во Львовскую область, там его остановили работники ТЦК, и поскольку данных по бронированию мужчины в специальном учёте не было, его доставили в военкомат. Там он очень быстро прошел ВЛК и его оформили в воинскую часть,
– рассказывает адвокат.
Она добавляет, что позже работника-новобранца забрал руководитель предприятия на основании имеющегося у него бронирования. Но тот уже получил статус военнослужащего и за самовольное оставление части против него открыто уголовное производство.
Почему так происходит?
Адвокат объясняет, что все забронированные граждане должны находиться на специальном учёте, а информация о них должна появляться в системе «Оберег». Однако туда попадают далеко не все те, кто получил бронирование от своих предприятий.
В итоге сложилась ситуация когда по факту есть список забронированных работников по определенному предприятию, но в ТЦК этот список, утвержденный и согласованный на уровне Минобороны, по каким-то причинам не передали, соответственно, людей из этого списка на спецучете нет.
Из-за таких нестыковок работников, которые были забронированы, представители ТЦК хватают как и всех остальных и отправляют в войска
В ТЦК идти не стоит
В качестве выхода из этой ситуации адвокат предлагает гражданам самим обращаться в ТЦК и сообщать о том, что у них имеется бронь.
Если лицо забронировано и имеет соответствующие подтверждающие документы, оно должно в течение 7 дней предоставить эту информацию в ТЦК и написать соответствующее заявление,
– объясняет юрист. Причём, если не сообщить ТЦК о наличии бронирования за 7 дней, то есть риск получить протокол за нарушение мобилизационного законодательства и штраф от 17000 до 25 500 грн.
Однако чем эта ситуация отличается от той, когда общение с представителями ТЦК происходит на улице – решительно непонятно. Скорее это только облегчит работу военкомов, так как очередную жертву даже не нужно будет тащить в ТЦК, а просто спустить с этажа в подвал.
В ТЦК должна лично пойти представитель предприятия – женщина. Написать за своего работника заявление, а затем проверить, действительно ли данные внесены в спецучёт, потому что военкомы могут тут же «забыть» это сделать.
Есть также вариант отправить документы о бронировании почтой или курьером – заказным письмом с описанием. Однако вероятность того, что документы возьмут в работу далеко не стопроцентные.
И если у человека есть документы, подтверждающие бронирование, то лучше их просто носить с собой на всякий случай.
Дорога в один конец
Если доходит до того, что забронированный мужчина уже попал в воинскую часть, вернуть его обратно на волю адвокатам будет уже невозможно.
Сделать это в досудебном порядке нельзя, поскольку человек уже имеет статус военнослужащего. Даже если человек принесёт документы о том, что он забронирован, он всё равно уже не сможет покинуть воинскую часть. А если сделает это самовольно, то это будет считаться самовольным оставлением места службы и против него тут же возбудят уголовное дело.
При этом суды отказывают истцам, которые имели бронирование и были мобилизованы, потому что руководствуются положением о том, что военнообязанный должен самостоятельно сообщить ТЦК о своем бронировании до того, как получит статус военнослужащего.
Замкнутый круг. И чтобы в него не попадать нужно думать как покинуть прокажённую территорию ибо дальше будет только хуже, а впереди зима.
Источник: «Радио Трек»