Когда-то давно, я ездил в гости к Дмитрию Пучкову, чтобы рассказать об особенностях истории Украины. Кроме прочих простых и ясных тезисов, которые мне удалось там озвучить, наверное, главным был тот, что привлекательность России для постсоветского пространства зависит от способности самой России создать современное демократическое и социально-ориентированное общество.
Многие годы более успешное состояние экономики России, экономическая кооперация в наиболее значимых отраслях промышленности, были залогом симпатий жителей Украины к соседке.
Европа остаётся привлекательной, несмотря на кризис
Но сложность в том, что нашими соседями является Европейский Союз. Центр современной цивилизации, наиболее успешный в экономическом и социальном плане регион, который отличается широкими гражданскими правами, децентрализацией политической власти и бюджетирования, широким внедрением современных технологий.
Привлекательность России для постсоветского пространства зависит от способности самой России создать современное демократическое и социально-ориентированное общество.
Конечно, подобно тому, как и весь мир современного капитализма, ЕС вступил в кризисный период, но и в этом положении он выглядит во многих аспектах привлекательнее большинства других регионов мира (к примеру Канада может потягаться со многими европейскими странами в уровне своего социального и экономического развития, но Канада далеко).
Конечно, Россия проигрывает эту конкуренцию по большинству параметров, тем более что общественно-политическое и экономическое устройство России очень консервативно. В этих условиях ни апелляции к общему прошлому, ни пропаганда о европейском разложении не будут работать. Европа как центр притяжения симпатий обывателей завоевала свою репутацию ещё в советские времена, а по сути, ещё в царские, и с тех пор за некоторыми перерывами эти симпатии были и остаются сильными.
Общественно-политическое и экономическое устройство России очень консервативно.
Даже в самой России в действительности Европа, как образец правильного устройства общества доминирует. Конечно, после 2014 года в России стали усиленно делать вид, что это не так, да и в самой Европе налицо потеря многих своих достижений, но все же сегодня ЕС остается в значительной степени эталоном успеха.
В этой ситуации мы видим, как Россия по мере обновления поколений на постсоветском пространстве, теряет свою привлекательность. Экономические проблемы последних лет только усугубили этот процесс.
Апокалиптические настроения в России
В самой России окрепла целая апокалиптическая культура, в которой всякий оппозиционер считает своим долгом говорить и верить в грядущую гибель России. Это то, что лично меня отвращает от этих людей.
Апокалиптические представления – это крайнее проявление интеллектуальной и духовной слабости. Причем эта культура представляет захват политической власти, как единственное средство спасения. По сути, до того момента, как этот захват произойдет ничего делать не нужно, ничего менять в своих действиях не требуется.
На фоне постоянных разговоров о нашей деградации, мы не услышим никаких призывов стать лучше, начиная с себя. Мы часто видим плохо образованных людей, зачастую слабо развитых физически, не добившихся никаких профессиональных успехов (за исключением упражнений в демагогии), которые всерьез полагают, что лишь Путин и Единая Россия виноваты в их жизненных неудачах. Вы не услышите призывов ни к чему кроме хождения на митинги, в лучшем случае – советы читать литературу XIX века, которая конечно же давно не дает представлений об окружающей действительности.
Упадническая культура – большая беда России, возможно даже большая, чем грядущее истощение углеводородов как источника экономической стабильности.
Что нужно России
Погибает ли Россия? Это звучит очень сомнительно. У России есть масса вариантов дальнейшего развития, среди них есть и пути к значительным достижениям.
Есть ли шансы на восстановление экономического и культурного единства на постсоветском пространстве? Конечно, есть. Но все эти пути начинаются с того, чтобы преодолеть упадничество, обрести более конструктивную и рациональную культуру мышления, перестать верить в то, что политическая власть является единственным инструментом изменений в стране. России сегодня нужны люди, способные создавать новые возможности, новые связи, находить грамотные решения, а не верующие в апокалипсис или заклинатели прошлого.
Далеко не только политическая власть является инструментом изменений в стране – это важно понимать, чтобы не скатиться в майданы.
Постсоветское пространство, в первую очередь Россия, Украина, Беларусь, непременно восстановят свои связи. Это вопрос времени. Но чтобы это произошло у нас должно быть больше рациональных людей, способных отбросить как национально-культурные предрассудки, так и веру в некую волшебную палочку, которая в один миг разрешит все проблемы. Такой палочки не существует.