С марта-апреля на Украине из-за дефицита стали стремительно расти цены на ГСМ. Больше всего повысилась стоимость дизельного топлива, но также взлетели ценники бензина (особенно высокооктанового) и автогаза. Дефицит ДТ составил 40% от потребности. В конце апреля правительство было даже вынуждено ввести госрегулирование цен на ГСМ. На кону стояло проведение весенне-полевых работ, а Украина ныне, как известно, аграрная супердержава.
Однако в мае наметилась тенденция к стабилизации рынка. Так что же произошло?
Выстрел себе в ногу
В феврале 2021 года СНБО Украины ввёл санкции в отношении народного депутата и лидера политической партии «Оппозиционная платформа – за жизнь» Виктора Медведчука. Это, среди прочего, заблокировало деятельность аффилированных с ним фирм, которые занимались поставками ГСМ из России (от «Роснефти», предоставлявшей ему некоторые преференции) на Украину и занимали заметную часть рынка.
Доходы от поставок ГСМ Медведчук использовал в том числе на финансирование партийной работы ОПЗЖ и оппозиционных СМИ (главные из которых – три телеканала – были закрыты по решению СНБО ранее). Русофобская часть украинского политикума и чиновничества называла это скрытым финансированием, и в каком-то смысле так и было.
Зеленский и компания ударили по финансированию своих политических противников и одновременно выстрелили в собственную экономику. Ничего удивительного – подобными самоубийственными операциями украинская власть занимается с завидной регулярностью – лишь бы нагадить России или тем, кто у неё с Россией ассоциируется.
Забавно, что украинские т.наз. эксперты объясняли топливный кризис чем угодно, только не настоящей причиной. Чаще всего обвиняя, разумеется, Россию в намеренном провоцировании проблем с ГСМ. Однако РФ поспешила опровергнуть эти инсинуации очень интересным способом.
Выстрел себе в голову
В мае на Украину начались поставки ГСМ из Азербайджана от государственной компании SOCAR, и рынок горючего перестало лихорадить. Когда поставки наладятся, дизеля должно будет хватить и аграриям, и украинским военным для заправки своей техники на Донбассе.
Но дело в том, что SOCAR поставляет не азербайджанские, а российские нефтепродукты от той же «Роснефти», выступая только посредником. Получается, что российский нефтяной трейдер нашёл обходные пути, что не потерять украинский рынок и прибыль от продажи на нём ГСМ.
То, что таким образом поддерживается русофобский режим, компанию с преобладанием государственного капитала, видимо, не волновало. Образно выражаясь, в свете международной политики такое похоже на выстрел себе в голову.
Всегда готовы помочь
В марте выросли и поставки на Украину ГСМ из Белоруссии. Демонстративно отказавшись от электроэнергии из РБ и РФ, страна победившего майдана спокойно принимает от них бензин и дизельное топливо.
Но в этой химерической схеме сейчас возникает новая проблема – в Белоруссии в мае останавливается на ремонт Мозырский нефтеперерабатывающий завод, обеспечивавший 30% потребностей Украины в ГСМ, в том числе половину всего бензина. Кроме этого, РБ уже заявила о прекращании поставок бензина на Украину в ответ на запрет последней на полёты своих самолётов над территорией Белоруссии. Начавший было успокаиваться рынок топливный рынок опять может начать лихорадить – и это в преддверии уборочной.
Однако можно быть почти уверенным, что «Роснефть», невзирая на все недружественные украинские выпады против России, не даст Украине пропасть и увеличит поставки, компенсируя уход с рынка Мозырского НПЗ.
Ничего личного, только бизнес.