Меньше двух месяцев остаётся до местных выборов в Украине, назначенных на 25 октября. С 5 сентября официально начинается очередная предвыборная кампания. Партии готовы к выборам, главная интрига которых – насколько сильное поражение ожидает правящую партию «Слуга народа».
Поражение относительное – по сравнению с успехом на парламентских выборах годичной давности. Так-то перспективы в местных советах для СН неплохие: они обоснованно могут рассчитывать на блокирующие пакеты в советах Юго-Востока и Центра. На Западе ситуация, конечно, хуже. Но, в общем, это не критично для власти.
А вот положение с мэрами аховое. В большинстве крупных городов шансов победить у «Слуг» почти нет. Это значит, что реальной власти на местах они не получат. В лучшем случае их фракции в местных советах смогут мешать работе мэров. Ни для страны, ни для правящей партии это не сулит ничего хорошего.
Кандидаты в мэры от «Слуги народа» и договор с местными элитами
Правящая партия 31 августа на съезде в Киеве официально выдвинула 23 кандидата в мэры областных центров Украины, а также Кривого Рога. Среди них 7 предпринимателей, 3 председателя и один заместитель главы областных государственных администраций, 3 работника образования (в том числе два ректора), 2 топ-менеджера, 2 врача, 2 народных депутата, 2 общественных активиста, 2 артиста (Олег Филимонов в Одессе и Виктор Гевко в Тернополе).
В списке много политической молодёжи и женщин: 10 кандидатов – в возрасте до 42 лет и лишь трое старше 50. Более четверти – шесть из 23 – женщины. В общем, типичная для СН ставка на своих или рекрутированных отовсюду не очень известных персонажей.
Вот только подвинуть ставленников местных элит они не смогут. В ключевых городах власть с 90-процентной вероятностью остаётся у действующих популярных мэров, или же отойдёт к новым перспективным кандидатам, но не от партии власти. Яркий пример дают столичные расклады. В то, что народный депутат от СН Ирина Верещук победит нынешнего мэра Киева Виталия Кличко, не верит ни она сама, ни её однопартийцы, ни политологи.
И это не случайная тенденция: в Офисе президента и правящей партии хорошо понимают свои реальные возможности. Поэтому пошли по другому пути: договариваться с местными элитами. Суть договора: заведомо непроходные кандидаты, обеспечивающие победу местным фаворитам, в обмен на конструктивное сотрудничество в местных советах. Это может быть назначение первых замов городских голов от СН и другие должностные квоты, вхождение мэрских партий в коалицию со «Слугами» для принятия компромиссных решений и тому подобное.
И хотя в украинской политике не принято выполнять взятые на себя обязательства, тенденция заключения конструктивного союза СН с местными элитами объективно существует. У правящей партии нет другого выбора, чтобы попытаться взять себе часть власти в регионах. Конечно, при первой возможности стороны постараются кинуть друг друга. Но у обеих есть рычаги давления друг на друга. У Центра – административно-правовые, у регионов – общественные. Так что какое-то время хорошая мина будет соблюдаться.
Интересно, что подавляющее большинство мэров ключевых городов – ставленники партий, стоящих на агрессивно-националистических позициях. С такими партия Зеленского всегда готова договариваться.
Преследование оппозиции
Совсем другое отношение СН проявляет к политической оппозиции – «Оппозиционной платформе – За жизнь», «Оппозиционному блоку» и партии Анатолия Шария. С приближением местных выборов административное и чисто криминальное давление на них чрезвычайно усилилось.
Больше всего достаётся партии Шария, которую власть считает даже более опасной для себя, чем ОПЗЖ и, тем более, Оппоблок. Если последние, хотя и считаются нелояльными майдану, однако вписались в систему и всегда готовы договариваться, то ПШ причисляется к несистемной оппозиции, которая может сломать хрупкое равновесие украинской политики. Даже по исследованиям тенденциозных украинских социологических центров, партия может получить около 5% голосов на выборах в местные советы, то есть преодолевает проходной барьер. На самом деле этот процент существенно больше.
Инструментом для нападок на партию красных шариков выбрали неонацистские организации типа «Национального корпуса» и «Азова». Самым известным случаем стало жестокое избиение экстремистами из НК харьковского активиста Никиты Рыженко, которого просто зверски избили. Произошёл ряд нападений на других активистов и их дома, а также поджоги партийных офисов.
Власть, в том числе лично президент Владимир Зеленский, продемонстрировали подчёркнутое равнодушие по поводу этих нападений, а полиция неприкрыто саботировала расследования. Более того, в офисе Зеленского попытались представить дело как конфликт между двумя экстремистскими организациями и на этом основании запретить деятельность... партии Шария. Впрочем, этот авантюристический план не был принят к исполнению.
Здесь отлично видна роль Арсена Авакова. Через националистов «Национального корпуса» и «Азова» он давит конструктивную оппозицию, а подчинённая ему полиция обеспечивает неприкосновенность экстремистов. В этом смысле министр внутренних дел является более важным элементом постмайданной системы, чем любой президент. Зеленский сменил Порошенко, а Аваков, освящённый благословением американского посольства, остаётся на своём месте как постоянно действующий предохранитель.
И от него достаётся не только сторонникам Шария. Недавно нападению НК с использованием огнестрельного оружия подверглись активисты организации «Патриоты за жизнь», созданной при ОПЗЖ для защиты членов партии от национал-экстремистов. Схема здесь та же: одной рукой («Национальным корпусом») Аваков нападает на оппозицию, другой (полицией) прикрывает уличных радикалов от возмездия закона. Хотя нападавшие задержаны, нет ни малейших сомнений, что следствие в их отношении будет спущено на тормозах.
Это нападение также в интересах власти. В местных советах Юго-Востока ОПЗЖ, по данным социологов, может взять наибольшее число депутатских мест – от 25% по итогам голосования (а после отсеивания непрошедших партий – от 30% мандатов).
Несомненно, что репрессии властей в отношении оппозиции, особенно – единственной украинской неолигархической партии Анатолия Шария, будет продолжен во время избирательной кампании. Вероятно использование как административных, так и экстремистских рычагов воздействия. Тем сокрушительнее будет моральное поражение «зелёных», когда оппозиционеры зайдут в местные советы, а в некоторых из них, возможно, образуют коалиции большинства.