Принятие радикальных реформ
5 сентября начинается новая сессия Верховной Рады Украины. Премьер-министр Владимир Гройсман заранее объявил, чего хочет от народных депутатов. В первую очередь, он настаивает на скорейшем принятии самых антисоциальных реформ: медицинской, пенсионной и образовательной. Это именно то, что не успели доделать нардепы на предыдущей сессии, несмотря на давление правительства. На которое, в свою очередь, давит МВФ.
Гройсман также настаивает на первоочередном принятии законов о введении международных стандартов финансовой отчётности и электронных доверительных услугах. Это тоже требования МВФ: попытка сделать украинскую коррупцию чуть более прозрачной для иностранных контролёров.
Не вполне понятна судьба земельной реформы: вроде бы президент Пётр Порошенко и глава МВФ Кристин Лагард договорились об исключении её из пакета требований. Правительство рассчитывает на получение четвёртого транша без введения свободного рынка земли. Однако сведений от МВФ о согласии на такой поворот официально не публиковалось.
Возвращение Саакашвили
Одним из первых политических событий станет возвращение в Украину Михаила Саакашвили, объявленное на 10 сентября. Бывший одесский губернатор заранее заявил, что въедет в Украину из Польши через пункт пропуска Краковец в Яворском районе Львовской области.
Хотя Пётр Порошенко и лишил своего политического конкурента Саакашвили украинского гражданства, по закону не пустить его не могут. Последние годы батоно Михаил постоянно проживал в стране, а решение о его депортации или запрете въезда не принималось. И всё же есть большая вероятность, что пограничникам будет дана команда не пускать Саакашвили. Пётр Порошенко настолько тщательно зачищает политическое поле от соперников, что предпочтёт быть слегка покритикованным в недемократичности.
Конечно же, это вызовет скандал и ряд громких заявлений от грузинского экс-президента. Участники его «Руха новых сил» готовятся к акциям протеста на границе и их медийной раскрутке. С противоположной стороны тоже звучат враждебные голоса: лидер Соцпартии Илья Кива (человек Арсена Авакова) заявил, что «намерен расстрелять лидеров этого движения прямо на месте – за нарушение правил пересечения границы». Глава Радикальной партии Олег Ляшко призвал пограничников стрелять на поражение, если Саакашвили и его сторонники нарушат украинский кордон.
Новый майдан от Тимошенко и разворот Авакова
Ситуация с Саакашвили – лишь маленький срез обострения внутренних противоречий в победившей политической группировке. В президентской политсиле ходят упорные слухи о массовых акциях протеста на социальной почве в конце сентября – начале октября. Организовывать их будет «Батькивщина», возможно, поддержанная другими некоалиционными партиями (кроме «Оппоблока» и другой недееспособной оппозиции).
Самое лучшее (хотя и не вполне серьёзное) подтверждение этому – изменение имиджа Юлии Тимошенко. Это она делает перед началом каждого своего нового ответственного политического периода.
Остроты добавила утечка информации о будто бы состоявшейся тайной встрече Юлии Владимировны и Арсена Авакова, на которой они обсуждали политическое сотрудничество. Понятно, против кого. А если вспомнить, что Арсен Борисович сам выходец из «Батькивщины», то ничего удивительного в этом нет. Они объективно нуждаются друг в друге: у Авакова нет политического влияния, а у Тимошенко – силовой компоненты.
Соединение усилий бютовцев с поддержкой аваковских «Азова» и «Патриотического корпуса» может создать действительно опасную для власти ситуацию. В ноябре 2016 майдан Тимошенко сорвался во многом из-за отсутствия силового крыла. Накапливающихся на базах отдыха вокруг Киева активистов «Батькивщины» просто разогнали подконтрольные тому же Авакову силовики и радикалы. Теперь ситуация может кардинально измениться.
Поэтому не случайны истерические опровержения сотрудничества министра внутренних дел и главной оппозиционерки со стороны пропрезидентских политологов. Ясно, что в АПУ всеми силами попытаются помешать такому сценарию, но готовятся там к худшему.
А вот «Народный Фронт» в случае отделения силовика Авакова могут ожидать плохие времена. Политический вес партии, рейтинг поддержки которой колеблется на уровне статистической погрешности, может стать нулевым. Из активов у НФ останутся только депутатские штыки.
Обострение в Донбассе
Прежде всего, имеется ввиду дипломатическое обострение, хотя не исключено и военное.
После встречи 21 августа в Минске помощника президента России Владислава Суркова и спецпредствителя президента США Курта Волкера по вопросам урегулирования конфликта на востоке Украины появились заявления о подготовке закона о реинтеграции Донбасса. Одно из ключевых положений этого документа – признание России страной-агрессором. Также закон легализует отказ Киева от каких-либо переговоров с представителями властей неподконтрольных территорий.
Принятие этого закона загонит ситуацию на востоке в дипломатический тупик. Минские соглашения и решения встреч Нормандской четвёрки и ранее не выполнялись в заметном объёме. Теперь же эти площадки для переговоров могут стать вообще бессмысленными (хотя официально от них не откажутся ещё какое-то время).
Всё это полностью в русле интересов украинского руководства: прекращение боевых действий для него категорически не выгодно. Украина, при помощи США, просто не даёт России возможности отказаться от поддержки непокорного Донбасса с сохранением лица.
Это значит, что конфликт будет продолжаться. А с уменьшением влияния даже таких слабых сдерживающих факторов, как минские договорённости, не исключено и его усиление. Например, для обоснования необходимости ввода миротворцев.
Давление на оппозицию и регионы
Недавно киевские власти разгромили региональную оппозицию Николаева. В городе по санкциям Генеральной прокуратуры Украины прошли массовые обыски у представителей «Оппозиционного блока», некоторые из них были задержаны. Среди них – предприниматель Михаил Титов, известный как криминальный авторитет по кличке Мультик.
В условиях надвигающегося социального и инфраструктурного коллапса власти закручивают гайки на местах, чтобы исключить любое непредвиденное противодействие в нелояльных провинциях и уничтожить финансовые потоки конкурентных политических сил.
В этом плане Николаев занимал особое положение: новым управленцам – мэру Александру Сенкевичу и губернатору Алексею Савченко – долго не удавалось лишить местных бывших политических и финансовых рычагов влияния. И, наконец, центральные власти это сделали грубыми силовыми методами.
Помимо прочего, этот погром наглядно показал реальную цену предательства и уступок. Никакие обещания и гарантии в обмен на сдачу политических целей нынешними властями не выполняются.
Николаевская зачистка ясно намекает, что давление на оппозицию будет продолжено и на местах, и в центре. Причём власти уже готовы и способны к грубым и радикальным методам.