Важнейший политической вопрос Украины – установление мира. Казалось бы, президент Владимир Зеленский решил добиться этого во что бы то ни стало. Однако на самом деле Киев не показал готовности к важным компромиссам, а всё, что было сделано до сих пор – не более, чем косметические изменения.
Зачем Владимиру Зеленскому Донбасс
Действительно, зачем? При Петре Порошенко Донбасс хотели вернуть военным путём и почти всем это нравилось. Когда же ничего не получилось, стали блокировать, чтобы надолго превратить в непризнанную полуразрушенную территорию.
На войне успел сильно нажиться Порошенко и члены его клики. Но дальше эту систему использовать было нельзя: страну они при этом довели до ручки.
При Владимире Зеленском в управлении стало больше разумного прагматизма. Зеленскому пришлось начать мириться. А Игорь Коломойский озвучил, что от реинтеграции Донбасса Украина получит очень большие экономические преимущества. Нет сомнений, что большие преференции получит и сам Коломойский.
Политический пиар и рост рейтинга от возможного мира и реинтеграции Донбасса должны достаться Зеленскому.
В первую очередь будут выжимать Рината Ахметова, для горнорудных предприятий которого уже подготовили неслыханное ужесточение налогообложения. Политическая беспринципность дорого обошлась донецкому олигарху, а в конечном итоге будет стоить ещё дороже. Не обойдут вниманием и других наследников ПР, имеющих активы на неподконтрольных территориях.
Стороны не сторговались
Вопрос мира нельзя решить без России. А её позиция пока непреклонна: выполнение Минских соглашений по формуле Штайнмайера. То есть, сначала политические изменения в Конституцию об особом статусе Донбасса, амнистия и лишь затем – передача контроля границы Украине. Лишь после признания этого плана Владимир Путин готов участвовать во встрече Нормандской четвёрки.
Ни с одним из этих ключевых моментов офис Зеленского не согласен. Президент уже заявлял о неготовности к внесению нужных изменений в Конституцию, а из его команды звучали слова о недопустимости амнистии и требовали контроль границы. Не говоря уж о том, что ни о каких прямых переговорах с ЛДНР речь не идёт.
Такие же расхождения и по вопросу (пока чисто теоретическому) о миротворцах, не входящему в повестку Минска. РФ предлагает ввести их на всю неподконтрольную территорию. А президент Зеленский не далее, как сегодня на проходящем в Киеве Ялтинском форуме предложил разместить миротворцев вдоль украино-российской границы. Не уточнил лишь, с какой стороны.
Результат такой несогласованности печальный: на Донбассе продолжаются ежедневные обстрелы, в том числе из запрещённых видов оружия. Так, минувшей ночью жилые дома на неподконтрольной территории получили попадания 152-миллиметровых снарядов. А войска разведены лишь в одной контрольной точке вместо трёх.
Коротко позиция России: согласны на передачу Донбасса на условиях лёгкой федерализации Украины. Позиция Украины: согласны принять Донбасс без всяких условий, лишь с символическими жестами. И оставляем за собой право сделать с ним всё, что захотим. Очевидно, что договориться на таких условиях невозможно.
Танцы с бубном
Позиция Украины поддержана Западом. Там тоже понимают, что без реинтеграции Донбасса ситуация в стране может перестать быть управляемой из-за нарастания кризисных явлений в экономике и военно-политической сфере. Острого кризиса на Украине, обесценивающего её роль как антироссийского буфера, политики на Западе не хотят. Но и формула Штайнмайера для них неприемлема. Её выполнение снизит уровень русофобии Украины.
Поэтому сейчас главная задача – принудить РФ к сдаче Донбасса на невыгодных для неё условиях. А для начала – уговорить Путина на встречу в нормандском формате без предварительных условий.
В ход пошло всё. Обмен задержанными как жест доброй воли, который и то провели со скрипом. На самом же деле стоимость такого обмена для Украины незначительна. Ну, отдали там каких-то заключённых.
Другой символический жест – разоружение трёх добробатов, неподконтрольных правительству. Каковых с 2015 года уже не должно было существовать, ибо все они якобы перешли в подчинение Нацгвардии. И которых, по заявлениям в СМИ, уже много раз вывели из зоны боевых действий. Которые уже давно должны были сдать оружие. Больше похоже на очковтирательство с использованием собственных недоработок.
На том же Ялтинском форуме Зеленский предложил Путину обсудить формулу Штайнмайера на встрече Нормандской четвёрки. Тогда как Путин согласен на встречу только после принятия Зеленским этой формулы в качестве дорожной карты. В общем, утром деньги, вечером стулья. А можно наоборот? Можно, но деньги вперёд.
Недавно стало известно, что в Москву на встречу с Владимиром Путиным едет премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху, вызвавшийся быть посредником в вопросе урегулирования на Донбассе. Теперь стало ясно для чего: Нетаньяху, которого считают покровителем Коломойского, станет уговаривать Путина принять невыгодные условия. Возможно, торгуясь с использованием факторов Сирийского кризиса.
Межгосударственная разобщённость на постсоветском пространстве в среднем продолжает увеличиваться. В текущем году усилились политические и экономические противоречия даже между Россией и Беларусью. Это закономерный процесс. Буржуазные элиты меньших постсоветских государств стараются оградить свои зоны влияния от неизбежной при капитализме экспансии более сильной российской буржуазии.
В этом смысле, военно-политический кризис на Донбассе не может быть разрешён ко всеобщему благу Украины, России и самих непризнанных ЛНР/ДНР. Кому-то придётся поступиться и в какой-то мере проиграть, а кто-то пожнёт плоды победы, пусть и не слишком значительные.
Как повернётся дело – станет известно уже в ближайшее время.