В Киеве готовятся к приезду Вселенского патриарха Варфоломея. До этого киевские светские и церковные власти должны так или иначе урегулировать с канонической УПЦ вопрос её негативного отношения к автокефалии и связанного с этим комплекса проблем. Такое условие для предоставления томоса поставил Варфоломей на встрече с президентом Украины Петром Порошенко в Стамбуле 3 ноября.
Завтра, 13 ноября, в Киево-Печерской лавре намечается встреча Петра Порошенко с епископатом канонической УПЦ во главе с митрополитом Киевским и Всея Украины Онуфрием. Предположительно, на встрече Порошенко попытается добиться от предстоятеля УПЦ уступок в вопросе признания раскольнических конфессий УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ, возможной конфигурации объединения с ними.
Вскоре своего возвращения из Турции со встречи с патриархом Варфоломеем, 7 ноября украинский президент сделал откровенно враждебное заявление об Украинской православной церкви, назвав её российской церковью и предложив перебраться в Россию.
В самой УПЦ на этот враждебный выпад ответили напомнив, кто такой президент Украины по сравнению с Церковью.
Государству у нас 27 лет, президент всего пятый по счету, а митрополит Киевский - 152-й, надо же оценить разницу!
– заявил глава пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.
В тот же день, 7 ноября, на Украину не был пущен ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
На фоне этого кнута на предполагаемой встрече Порошенко, вероятно, покажет УПЦ какой-то пряник. Но какими бы ни будут эти посулы, не вызывает сомнений главное: Варфоломей и Порошенко выполняют команду на выдавливание с Украины церкви, находящейся в каноническом единстве с РПЦ. С другой стороны, последней грозит разрыв духовных связей с историческими источниками русского христианства.
Операция «Автокефалия»
После 2014 года, несмотря на давление и посулы группировки, взявшей власть в Киеве, УПЦ ни на йоту не изменила своего отношения к раскольникам. Поэтому в 2018 году началась хитрая игра с автокефалией через Варфоломея.
Вряд ли такие сложные комбинации смогли придумать в Киеве. Российская православная церковь открыто заявила, что за действиями киевских властей стоят США. Они же шантажируют Варфоломея компроматом, чтобы заставить его действовать в их интересах. США хотят нанести ещё один удар России в рамках глобального геополитического противостояния. На этот раз – в духовной сфере. План таков: легализация раскольников, их объединение в одну структуру, объявление для них автокефалии, изгнание УПЦ с Украины. Сейчас реализован только первый пункт этого плана.
При этом США безразлично, какой статус обретёт новосозданная украинская церковь – автокефальной поместной или же войдёт в состав Вселенского патриархата. Самому Варфоломею явно выгодно последнее. Поэтому он и остановился на признании раскольников, а также объявил об отмене передачи в 1686 году Киевской митрополии Московскому Патриархату и её возврату под свою юрисдикцию. О том, что теперь каноническая территория УПЦ в три раза больше, чем была у Киевской митрополии в XVII веке, в Стамбуле предпочли не вспоминать.
Но и за эти половинчатые действия Варфоломей уже получил политическую (да и материальную, что уж скрывать) взятку от Киева. Порошенко передал ему Андреевскую церковь в Киеве (кстати – памятник архитектуры), подписав отдельное соглашение. Политологи уже обратили внимание, что до этого последнее соглашение в истории, подписанное главой государства с предстоятелем церковной конфессии, был конкордат между канцлером Германии Адольфом Гитлером и Папой Римским Пием XII.
Конфликт идей и цивилизаций
По сути, РПЦ и УПЦ вынуждены самостоятельно противостоять Вселенскому патриархату, киевской власти, раскольникам и маячащими за ним американцами. Другие поместные православные церкви заняли выжидательную позицию. Половина из них отмалчивается, а другая как бы поддерживает РПЦ-УПЦ, но никаких практических шагов не делает.
По мнению экспертов, давлением на каноническую УПЦ Порошенко нарушил тайные договоренности с президентом России Владимиром Путиным. Но пока что о вступлении в противостояние российского государства говорить не приходится.
Дело, однако же, застопорилось. Провести объединительный собор для раскольников оказалось непосильной задачей. Вспомнить хотя бы, что местоблюститель неканонической УАПЦ Макарий говорил, что не пойдёт с лидером Киевского патриархата самозваным патриархом Филаретом в одну церковь. Такой же позиции придерживаются и отдельные архиереи УПЦ, которые высказывались за готовность своего перехода в новую церковь.
Таким образом, именно; Филарет с его непомерным властолюбием стал препятствием для объединения раскольников и получения ими официальной каноничности. Он ни за что не соглашается на понижение своего статуса или отказ от верховной церковной власти. Единственная уступка, на которую пока согласился Филарет – это именоваться в переписке с Варфоломеем митрополитом. Внутри Украины он продолжает называть себя патриархом.
Вероятно, и сам Варфоломей не захочет предоставить томос об автокефалии церкви, которую возглавит Филарет. Слишком уж имя последнего дискредитировано многолетним расколом и неподобающих архипастырю поведением. Предоставление Украине томоса на автокефалию затянулось. Не исключено, что Вселенский патриарх и дальше будет интриговать, повышая ставки, вынуждая Киев признать свой экзархат на Украине хотя бы временно (а там, дескать, видно будет). Как уже отмечалось, в его интересах не предоставить автокефалию некой украинской церковной структуре, пойдя на неразрешимый конфликт с РПЦ ради чужих интересов, а создать на Украине подчинённую себе митрополию.
Пока что ситуация находится в подвешенном состоянии. СМИ упоминали, что администрация Порошенко пытается продвинуть на должность предводителя своей объединённой церкви митрополита Винницкого и Барского Симеона из канонической УПЦ. Для киевской власти это было бы предпочтительно, так как создавало бы видимость объединения. Но если даже митрополит Симеон не против, то ему нужны твердые гарантии каноничности, которых не может быть до объединения. Замкнутый круг.
Встреча 13 ноября в Киево-Печерской Лавре Порошенко и митрополита Онуфрия, безусловно, даст толчок к развитию ситуации. Нет никаких оснований предполагать, что УПЦ изменит свою позицию хотя бы в малом – она полностью в своём юридическом и каноническом праве. А это значит, что украинские власти могут усилить давление на церковь. В чём оно выразится – юридических или законотворческих комбинациях, натравливании национал-экстремистов – скоро станет понятно.
Безусловно одно: конфликт давно вышел за рамки церковной и даже юридической плоскости. Речь идёт не просто о противостоянии канонического и находящегося в услужении у Запада модернизированного православия, выразителем идей которого являются Варфоломей и Филарет. Это мировоззренческий конфликт между Западной и Восточной ветвями европейской цивилизации, и его разрешение во многом повлияет на то, кто выстоит в этом противостоянии.