Кетчуп «Чумак», наверное, самый известный и самый старый бренд этого товара на Украине. Выпускает «Чумак» и широкую номенклатуру других товаров: макаронные изделия, консервированные овощи и ещё много чего.
Четверть века на чужбине, ставшей своей
Карл Стурен живёт и работает на Украине уже почти четверть века – с 1994 года. До этого он вёл бизнес в Эстонии, однако правительство страны рекомендовало ему покинуть её пределы. В 1996 году молодой предприниматель из влиятельной шведской семьи вместе со своим ещё более молодым родственником Йоханом Боденом основал компанию «Чумак» в Каховке.
Говорили, что молодые люди оставили родину из-за мелких правовых и семейных проблем, а проще говоря, глава семейства выгнал непутёвых родственников с глаз долой.
На Украине Карл Стурен тоже прижился не сразу. Поначалу местные не принимали молодого иностранца, считая его выскочкой. Всё изменилось в 1997 году, когда молодой швед смог привлечь внимание президента Леонида Кучмы во время его визита в Каховку. Кучма сказал: Стурена не трогать, а органам власти оказывать ему всяческое содействие. С тех пор всё изменилось. Карл прекрасно разобрался в особенностях ведения бизнеса на Украине и сейчас чувствует себя здесь как рыба в воде.
Как не гражданин Украины, в политику, по его собственным словам, Карл Стурен не лезет. Однако, будучи крупным предпринимателем, он всё равно постоянно на виду. Народный депутат Сергей Хлань даже как-то обвинил Стурена во вмешательстве в политику через подставных лиц. А в 2015 году слова Карла о том, что он знает лучшую кандидатуру на пост мэра Каховки, чем Андрей Дяченко, многие восприняли как элемент вмешательства в выборный процесс. Однако вскоре новый мэр сам добился приёма у бизнесмена, и теперь между ними нет непонимания.
Кетчуп "Чумак" - не с херсонских полей
«Чумак» на сегодняшний день – крупнейшее предприятие Каховки, обеспечивающее работой в сезон до полутора тысяч человек. Средняя зарплата по предприятию, которая всегда платилась только легально, 5 тысяч гривен, рабочие получают 3200 гривен (установленную законом минимальную зарплату).
Конечно, знаменитый девиз фирмы «помидоры с херсонских полей» больше символический. Основную часть сырья для производства консервированной продукции – томатную пасту, муку твёрдых сортов – предприятие импортирует. По словам самого Карла Стурена, выращивание твёрдой пшеницы – это особый бизнес и на Украине он не развит.
Годы после революции достоинства стали для «Чумака» очень трудными экономически. В 2014 году предприятие понесло более 200 миллионов гривен убытков, в 2015 – более 400. Причина – падение гривны, ведь учёт для иностранных инвесторов ведётся в долларах. Возникли проблемы с кредитованием. Также сыграло роль снижение покупательной способности населения – продажи упали.
Карл Стурен отмечает, что сейчас экономическое положение Украины хуже, чем в 1944-1945 гг. – сразу после освобождения от оккупации. Однако предприятие всё равно удерживается на плаву, во многом, благодаря сохранившимся поставкам каховского кетчупа и майонеза в Россию - через подставную белорусскую фирму ABC.
Ветроэнергетика Карла Стурена
Бизнес шведского предпринимателя многопрофильный. С 2012 года он привлекает инвестиции в ветроэнергетику. Сейчас его предприятие «Виндкрафт Украина» эксплуатирует две ветроэлектростанции в Скадовском и Каланчакском районах Херсонской области общей мощностью 31 Мегаватт.
Сам Карл Стурен называет ветроэнергетику квази-бизнесом. Ведь произведённая электроэнергия реализуется по искусственно завышенному льготному зелёному тарифу только одному производителю – государственному предприятию «Энергорынок». Обслуживают ветровые электроустановки специалисты датской компании-производителя «Vestas». Землю под размещение генераторов на правах льготной аренды предоставляет государство в лице областной власти. На «Виндкрафте» лежат лишь функции мониторинга и контроля.
Но и в ветроэнергетике не всё безветренно. После тучных времён, когда украинский парламент в 2014 году значительно увеличил тариф для производителей электроэнергии из ветра, наступил период регуляции. Подготовлен новый проект закона «О рынке электрической энергии». Он предусматривает чрезмерно высокие требования к ветроэнергокомпаниям, в первую очередь, касающиеся прогнозирования выработки электроэнергии на сутки вперед. К сожалению, по оценке Карла Стурена, это слишком сложные требования для «Виндкрафта».
Наверное, поэтому анонсированный в 2016 году проект строительства двух ВЭС общей мощностью 140 Мегаватт в Херсонской области, поддержанный главой Херсонского облсовета (на то время) Андреем Путиловым, так и остался проектом. Однако землю в аренду по льготной ставке «Виндкрафт Украина» под этот проект получить успел.
Карл Стурен присматривается к оросительным системам
В последнее время интерес украинско-шведского бизнесмена привлекает орошение. Как всегда, он внимательно следит за государственной политикой в области экономики и находит привлекательные темы для бизнеса с государственной поддержкой. Свой взор Стурен положил на Северо-Крымский канал.
Его вода в Крым больше не поступает – канал перекрыт. Потенциал этой водной артерии используется на 15%. В Херсонской области 150 тысяч гектаров орошаемых земель (фактически – меньше), тогда как канал может обеспечить поливом миллион гектаров.
Дело за малым – объекты мелиорации нельзя приватизировать. Чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, надо изменить нормативную базу. Сейчас на Украине происходит реформирование Государственного агентства водных ресурсов по европейским стандартам. Его инициатором стали бывший Министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко и Директор Института водных проблем и мелиорации НААН Михаил Ромащенко. В Херсонской области их подержал председатель областного совета Владислав Мангер.
Для Стурена важно, что новые принципы деятельности Госводхоза предусматривали возможность частных инвестиций в орошение и мелиорацию. Тогда через афилированные фирмы канал можно получить в пользование. А это - золотое дно.
Карл Стурен подсчитал, что если в Херсонской области будет орошаться миллион гектаров, это 1 га на душу населения. Это в пять раз больше, чем в Калифорнии – самом орошаемом и очень развитом американском штате. Это открывает огромные перспективы для бизнеса.
Однако не все на Херсонщине согласны с такими бизнес-перспективами. Губернатор Андрей Гордеев и его соратник народный депутат Сергей Хлань предпочли бы, чтобы в орошение инвестировали украинские бизнесмены. Например, связанные с Сергеем Хланем.
Хотя по поводу инвестирования говорить пока рано – ещё не принята концепция реформирования Госводхоза. Однако уже понятно, что процесс может стать в будущем конфликтным, с привлечением традиционных в таких случаях активистов-патриотов. Предвидя это Владислав Мангер и Карл Стурен заблаговременно запаслись поддержкой херсонской ячейки организации «Украинская добровольческая армия», возглавляемой общественником Сергеем Диновским.
Так что перспективы у Херсонской области – самые широкие. И стать пятой экономикой из регионов Украины, как было обещано в конце сентября 2017 года на 10-м Международном инвестиционном форуме «Таврийские горизонты» в Новой Каховке, - теоретически реально. Однако в реальности всё, скорее всего, будет как всегда.
В любом случае, Карл Стурен остаётся для херсонцев не только символом западных инвестиций, но и неким индикатором экономического климата на Украине. Пока же он не вернулся домой в Швецию или не переехал в другую страну. И это обнадёживает.