Третий майдан уже начался
Как только американские кураторы отпустили вожжи, их украинские подопечные тут же сцепились между собой. Именно из-за склоки между разными промайданными силами происходят конфликты вокруг блокады на Донбассе или, к примеру, скандал с задержанием главы ДФС Романа Насирова. И это не просто склока, а так называемый «третий майдан», которого все так долго ждали, но начало его проглядели. Просто он изменил форму.
Смена олигархического правления Порошенко на радикальную националистическую диктатуру – лишь вопрос времени.
Евромайдан не был калькой с оранжевого майдана. Вместо метода ненасильственного протеста, он использовал метод силового вооруженного захвата власти, что потребовало гораздо меньше исполнителей, но лучше подготовленных. Так и третий майдан - не копия Евромайдана. Теперь майданщики используют метод точечного воздействия по болевым местам режима. Для этого надо ещё меньше народа, но ещё лучше подготовленного. А «активистов», прошедших школу вооруженного переворота в Киеве, а то и боевых действий в зоне т.н. АТО, сейчас более чем достаточно.
Состав недовольных, начавших третий майдан, очень пёстрый. Радикальные националистические организации – от маргинальных до относительно респектабельных; политические силы, полностью взращенные на иностранных грантах и фондах Госдепа типа партии «Самопомощь» или грузинских легионеров – «реформаторов» куда пошлют; старая политическая оппозиция вроде «Батькивщины» и олигархическая вроде Игоря Коломойского; отдельные грантоеды-еврооптимисты и их креатуры в государственных и негосударственных организациях и т.п.
Тактика малых действий
Началось все ещё в конце декабря 2016 года, когда оторванные командиры вроде Семена Семенченко впервые заговорили о блокаде Донбасса, но тогда не пошло. Известный лауреат Нобелевской премии мира еще находился при власти в Америке и система управления Украиной из посольства США в Киеве или прямо из Государственного департамента ещё худо-бедно работала.
После инаугурации нового президента США Дональда Трампа 20 января, все сдерживающие факторы исчезли. Посол США на Украине Мари Йованович сама сидит на чемоданах и четких указаний дать не может или не хочет. А побывавший на Украине 14 января бывший вице-президент Джозеф Байден ненавязчиво подтолкнул ситуацию, дав зеленый свет военному обострению на Донбассе.
Считающий себя хитрее всех президент Украины Петр Порошенко решил использовать новые возможности для получения внешне- и внутриполитических дивидендов. С одной стороны, он хотел напомнить об Украине «свободному миру», опасаясь, что новая американская администрация вычеркнет ее из приоритетов. С другой стороны, война на востоке остается самым эффективным способом отвлечения внимания населения от внутренних проблем.
Но всякая палка имеет два конца. Европе о себе напомнили так хорошо, что глава Форин оффис Великобритании Борис Джонсон разразился статьей об усталости ЕС от Украины. А внутри страны к обострению подключились радикалы, начавшие блокаду Донбасса под благовидными лозунгами прекращения «бизнеса на крови» и «торговли с агрессором».
В реале «торговля с агрессором» от блокады только усилилась. Ведь раньше товарообмен с неподконтрольными территориями осуществлялся внутри украинского рынка, т.к. предприятия ЛДНР числились на Украине. Теперь же, когда руководство непризнанных республик ввело на них внешнее управление, донецкий уголь и металл идет на Украину через Россию или Беларусь.
Смена режима неизбежна
Блокадников это не смущает. Их главная цель – нанесение удара по Порошенко в широком смысле этого слова. Точнее - по системе олигархической, но промайданной власти, от ништяков которой они оказались отлучены.
Неизвестно, да и не важно, чего больше в мотивации блокадников: желания включиться в коррупционные схемы, нанести финансовый и имиджевый вред Порошенко и Ко с дальним прицелом или незамутненной русофобии. Но по логике развития переворота, борьба между совершившими его союзниками абсолютно неизбежна. Поэтому объективный исторический процесс на Украине ведёт как к внутренней радикализации режима, так и к усилению его внешней агрессивности. И в этом плане смена олигархического правления Порошенко, использующего майданную идеологию для оправдания использования власти для личного обогащения, на радикальную националистическую диктатуру – лишь вопрос времени.
Итак, третий майдан развивается. Блокада Донбасса расширяется, и хотя власти удалось временно изгнать радикалов с железнодорожных переездов в Сумской области, они туда непременно вернутся.
Ещё одним ходом стало задержание главы ДФС Романа Насирова. НАБУ – это структура, созданная американцами и неподконтрольная Порошенко. Её недееспособность не так важна. Насирова никто, конечно, не посадит, но удар по престижу власти нанесен огромный. Мелкие акции неповиновения, проводимые «активистами» в регионах, проходят чуть ли не ежедневно.
Объективный исторический процесс на Украине ведёт как к внутренней радикализации режима, так и к усилению его внешней агрессивности
Важным вопросом каждого украинского майдана является его единая координация, целеполагание и иностранное санкционирование. Пока действия исполнителей носят разрозненный характер, но направлены они на одно – дискредитацию действующего режима. Американское посольство уже высказалось позитивно относительно действий НАБУ в отношении главы ДФС, а недовольство Западом лично Порошенко и его окружением общеизвестно. Так что санкция, скорее всего, получена. По крайней мере – неявно (т.е. не запретили).
Сейчас неясен планируемый механизм смены режима. Возможно, и кураторы, и исполнители импровизируют на ходу – в новых условиях неопределенности позиции администрации США. Однако это вряд ли силовой захват власти или «поход батальонов» на Киев.
Скорее всего, Порошенко принудят к внеочередным выборам президента, а, возможно, и парламента. Но и силовой вариант не исключен: ведь недаром же украинский президент вывозит ценности заграницу.