Между Россией и Украиной неожиданно всплыла новая кризисная точка – конфликт интересов в регионе Азовского моря и Керченского пролива. Дело вызревало давно – с момента перехода Крыма под контроль России в 2014 году. Спусковым крючком для обострения стало открытие Крымского моста, связывавшего Таманский полуостров на материке и Керченский в Крыму.
Чьё Азовское море?
Небольшой закрытый водоём Азовского моря по договору между Украиной и Россией «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», подписанному после кризиса вокруг острова Тузла в 2003 году, стал считаться общим внутренним морем Украины и России. Демаркацию водной границы там не провели. Однако теперь спорными стали даже территориальные воды в 12-мильной зоне от крымского побережья.
С Керченским проливом получилось ещё острее. Теперь его полностью контролирует Россия, ведь он перекрывается территориальными водами Крыма и Тамани.
На Украине волнуются
В Украине часть политического руководства и общества восприняло открытие Крымского моста очень болезненно. Это посчитали точкой невозврата для Крыма в обозримой перспективе. Публичная реакция часто была неадекватной: вплоть до поддержки призывов в СМИ бомбить мост или отрицания факта его открытия. Заговорили об экономических потерях, а то и блокаде портов Бердянск и Мариуполь.
После ряда инцидентов с задержанием или заочным арестом гражданских судов под российским флагом, перешли к бряцанию оружием и военной риторике в СМИ. Озвученный повод – усиление российской военно-морской группировки в Азовском море и возможность использования моста для переброски войск с материка на полуостров.
С 1 июня до конца лета на украинском побережье Азовского моря объявлено о проведении учений, что едва не сорвало местный курортный сезон. Над пляжами начались полеты штурмовиков. В июне на полигонах возле Бердянска прошли боевые стрельбы артиллерии Николаевской бригады морской пехоты. 4 июля украинские военные провели учения на побережье Азовского моря при участии танков и бронированных машин пехоты. В полку «Азов» не скрывают своего участия в противодесантных мероприятиях и, судя по отсутствию большинства танков на базе в Урзуфе, часть из них находится в засадах. Из боевых плавсредств на Азовском море Украина имеет 18 катеров пограничной охраны, которые в состоянии патрулировать только прибрежные воды.
Украинские военные эксперты полагают, что демонстрация силы в Азовском регионе полезна для Украины. Так считает, например, руководитель украинского Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко. Он уверен, что Украине все же лучше демонстрировать свою силу, чем не делать этого, боясь спровоцировать Россию. Демонтрацию силы поддерживает и бывший командующий ВМФ Украины Сергей Гайдук. По его мнению, демонстрация силы потенциальному противнику - главная цель военных ученияий по отражению высадок десанта, проведенных в июле.
Что говорят в России
Между тем, российские военные эксперты подтверждают только переброску в Азов нескольких артиллерийских катеров Каспийской флотилии. Оба корвета с Каспия с ракетами «Калибр» находятся в Средиземном море, а не в Азовском, как утверждают на Украине. Десантных кораблей на Азове как не было, так и нет. По мнению экспертов, азовское побережье малопригодно для десантных операций.
В Керченском проливе создана небольшая группировка плавсредств охраны моста, находящаяся в распоряжении Росгвардии и ФСБ. В их арсенале: пограничный сторожевой катер «Ламантин», катер-перехватчик «Соболь», противодиверсионный катер «Грачонок», десантный катер «Раптор» и подводный беспилотный комплекс «Пингвин».
Даже резиновая лодка не способна добраться незаметно к «Крымскому мосту» и Крымскому переходу,
– сообщил журналистам сотрудник пограничной службы России Александр Глазков.
Эту небольшую флотилию украинский военный эксперт Михаил Самусь считает стандартными мерами охраны стратегического объекта:
Для Украины же эти катера никакой угрозы не представляют, они лишь могут создать неудобства для гражданских судов.
Передвижение автомобилей на самом мосту контролируют три блокпоста: на въездах с Керчи и с Тамани и на острове Тузла. Полицейские останавливают каждый десятый автомобиль. Автобусы проверяют все без исключения, часть пассажиров заставляют проходить через металлоискатели и через полный досмотр личных вещей.
Российские СМИ сообщали, что небо над мостом защищают зенитно-ракетные комплексы С-400 и «Тор».
С мая этого года большинство судов, идущих в Мариуполь и Бердянск и обратно, досматривают российские военные моряки и морские пограничники. Однако, пока действует Договор о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива, никаких законов они не нарушают.
Возможен ли военный конфликт
Военные эксперты с обеих сторон отмечают, что крупный военный конфликт в Азовском регионе вряд ли возможен. А вот мелкие инциденты между военными – более вероятны.
Российский военный обозреватель Александр Гольц не исключает, что учения украинских войск могут спровоцировать нежелательные инциденты в отношениях между Украиной и Россией:
Войска совершенно очевидным образом противостоят друг другу, готовятся, и поэтому они обречены проводить учения. Нельзя исключать, что в ходе подобных учений возможны разного рода инциденты.
При этом Гольц считает, что угроза прямого военного столкновения невелика:
Хорошо это или плохо, военные возможности Украины в этом регионе несопоставимы с российскими. Поэтому и учения украинские носят, насколько я понимаю, крайне ограниченный характер, и очень маловероятно, что они могут восприниматься Москвой как угроза.
С этим согласен экс-главком украинского военного флота Сергей Гайдук:
В данной ситуации мне кажется более вероятным затягивание гибридного конфликта на востоке нашего государства. Но, повторюсь, внутреннее море Украины и России – не то геополитическое поле для битв,
- сказал адмирал.
Что говорят политики
Часть украинских депутатов и общественных деятелей второго эшелона уже требуют от своего правительства и парламента денонсировать договор с Россией «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива». А он автоматически продлевается совместно с Большим договором «О дружбе» между Россией и Украиной. Очередной срок пролонгации на десять лет намечается в сентябре 2018 года, и пока не похоже, что любая из сторон готова заявить о выходе из договора.
Россию пока устраивает статус-кво. Решать вопрос Азовского моря в отрыве от Крыма там не собираются.
Украина же не имеет реальных рычагов, чтобы изменить ситуацию. Это видно хотя бы по тому, что тема моста и использования вод Азовского моря и Керченского пролива не является приоритетом для власти и ведущих политиков. Её во многом искусственно раздувают пропагандистские СМИ и ангажированные лидеры общественного мнения.