Нынешнее падение цен на «чёрное золото» до менее 30 долларов за баррель бьет и по бюджетам и России и Саудовской Аравии, и по сланцевым нефтяникам США. Кто сломается первым и не выдержит — тот проиграет.
При жизни нынешних поколений россиян нефтяные цены рушились три раза. В 1985 году (последовала перестройка), в 1997 году (последовал дефолт 1998 года). И лишь последнее падение 2014 года Россия встретила подготовленной.
Главное, что за нынешней нефтяной войной не стоит какой-то заговор – её причины предельно прозрачны. Вследствие эпидемии коронавируса и закрытия из-за этого производств Китай в начале 2020 года снизил потребление нефти на 30%, что вызвало обвал цен.
По каким-то своим причинам Россия решила выйти из сотрудничества в рамках ОПЕК+ и не поддержала Саудовскую Аравию и другие страны ОПЕК в их стремлении сохранить цены путём уменьшения объёмов добычи. Последовало взаимное наращивание добычи, что обвалило цены на нефть на мировом рынке до 20-летнего минимума.
В России фондовые рынки уже пострадали, а рубль продолжает слабеть. Кроме того, низкие цены на нефть грозят стабильности российского государственного бюджета. Особенно учитывая план социальных расходов, обнародованный Путиным 15 января. Его российское правительство рассчитывало профинансировать специальным бюджетным маневром с использованием средств из Фонда национального благосостояния.
Теперь, чтобы покрыть дефицит государственных доходов при цене на нефть ниже заложенных в бюджете 42,2 долларов, Центральный банк будет продавать иностранную валюту за рубли. Имея валютные резервы свыше 450 миллиардов долларов, Россия легко выдержит текущие цены уровня 30 долларов за баррель в течение пяти лет, не истощая свои запасы. Но даже пессимисты не рассчитывают, что ценовой спад продлится так долго.
Между тем, из американских сланцевых нефтяных компаний лишь четыре могут выдержат цены ниже 30 долларов за баррель. Остальные просто разорятся. В связи с этим администрация Дональда Трампа намеревается вмешаться в ценовую войну между Саудовской Аравией и Россией, а американские регуляторы задумались о том, не ограничить ли впервые за несколько десятилетий добычу нефти.
Пока американское правительство начало скупку нефти у своих добытчиков, закачивая её в стратегические резервы. Хотя ещё в прошлом месяце США продавали государственную нефть на мировом рынке для наполнения бюджета.
В Саудовской Аравии наблюдается рост бюджетного дефицита. Себестоимость добычи нефти в стране составляет порядка 3 долларов за баррель, но королевству, бюджетный дефицит которого и так уже составляет 50 миллиардов долларов, необходима цена нефти по меньшей мере 80 долларов, чтобы сбалансировать свой бюджет, а также продолжить войну с Йеменом. Более того, саудовским властям придется столкнутся с нарастающим социальным недовольством. Арест на прошлой неделе 300 человек, в том числе представителей знати, военных и чиновников, показывает нестабильность королевской власти.
Итак, Россия, США и Саудовская Аравия начали неограниченную нефтяную войну на фоне пандемии коронавируса. Пока в худшем положении оказались саудиты, а США и Россия держатся лучше хотя бы просто в силу стабильности своих громадных государств.
Выгодно это только Китаю, который потребляет 13% мирового объема добычи нефти, преимущественно из России и Саудовской Аравии. Теперь, в период начала восстановления промышленности после нынешней рецессии, КНР может выбирать поставщиков, диктуя свои условия.
В общемировом масштабе нефтяная война Саудовской Аравии с Россией и России с США может только усилить Китай и привести к новым изменениям на энергетической карте мира вплоть до установления нового нефтяного порядка.