Варфоломей идёт на раскол мирового православия

Без вмешательства российского государства всё окончится вытеснением Русской православной церкви с её канонических территорий на Украине.
Религия
Заседание Синода Экуменического (Вселенского) патриархата 11 октября 2018 года
Заседание Синода Экуменического (Вселенского) патриархата 11 октября 2018 года: решение о создании раскольнической структуры упорно продвигается.

Решения Синода Экуменического (Вселенского) патриархата, принятые 11 октября в Стамбуле, подтвердили самые серьёзные опасения одних и самые радужные надежды других участников конфликта вокруг украинской автокефалии.

Хотя Синод во главе с патриархом Варфоломеем и не предоставили томоса неканоническим украинским православным церквям, они приняли ряд важных предварительных решений. С одной стороны, эти решения упрощают получение автокефалии в дальнейшем. Однако наряду с этим Константинополь не дал томос об автокефалии Украине и заложил основы подчинения себе украинского православия, что прямо противоречит чаяниям украинских раскольников.

Что именно решил Синод

Первый пункт решений Священного синода Экуменического патриархата подтверждает уже принятое решение о начале предоставления автокефалии церкви Украины.

Второй пункт говорит о восстановлении ставропигии Экуменического патриархата в Киеве. По церковному канону ставропигия – это прямо управляемое патриархатом духовное учреждение (монастырь, собор, школа, братство и т.п.).

По всей видимости, в данном случае имеется ввиду придание официального статуса миссии экуменических экзархов архиепископа Даниила и митрополита Иллариона, недавно направленных Варфоломеем в Киев. То есть Константинополь создаёт в Киеве свою отдельную структуру. Как она будет соотноситься с предполагаемой автокефальной церковью Украины – непонятно.

Третий пункт говорит о снятии анафемы с иерархов раскольнических конфессий: руководителя Киевского патриархата Филарета, предстоятеля УАПЦ епископа Макария и прочих. Он же восстанавливает в канонических правах всех священников и иерархов этих конфессий, а верующих – в общении с церковью.

Анафемы попытались снять юридически грамотно, особо отметив, что лидеры раскольников были им подвергнуты по экономическим мотивам. Ведь по канонам церкви, снимать анафемы церквям, их не накладывавшим, нельзя лишь с клятвопреступников.

Фактически это легитимация УПЦ КП и УАПЦ. Кроме того, здесь же говориться, что это делается для получения ими петиций от других автокефальных православных церквей. То есть, закладываются основы для их международного признания.

Четвёртый пункт говорит об отмене передачи права управления Киевской митрополией (под этим сегодня нужно понимать всё украинское православие) Московскому патриархату. Также прямым текстом подтверждается каноническая зависимость украинской православной церкви от Константинополя. Это же сказал в комментарии для прессы и главный секретарь Экуменического патриархата:

Вселенский Патриарх хочет вернуть [украинскую] церковь под управление Константинополя.

Варфоломей ведёт свою игру

Здесь видно прямое противоречие с чаяниями украинских автокефалистов. В интересах Варфоломея получить под своё управление ещё один крупный экзархат, находящийся поблизости от Константинополя. А рассориться с Русской православной церковью, крупнейшей в мире, ради амбиций Филарета (Денисенко) и Петра Порошенко, не получив ничего взамен, ему совсем не улыбается. Именно поэтому он выдвигает дополнительные условия, о которых речь пойдёт ниже.

Пятый пункт решения Синода призывает все стороны воздержаться от захватов храмов и насилия. Хотя внешне он звучит как ни к чему не обязывающее формальное увещевание, на самом деле он чрезвычайно важен. Фактически Варфоломей ставит автокефалистам условие: самим решить вопрос с канонической Украинской православной церковью (Московского патриархата) до получения автокефалии.

С одной стороны, таким образом Экуменический патриарх снимает с себя ответственность за возможное обострение внутриукраинского религиозного конфликта. С другой – ставит автокефалистов в сложное положение, вынуждая их согласиться на статус экзархата Константинополя.

То, что это условие одно из важнейших, подтверждает реакция Филарета. Комментируя решения Синода, в первую очередь, он публично заявил, что томос будет предоставлен после объединения всех трёх украинских православных церквей (УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ), упомянув также о снятии анафемы с себя и своих соратников. Причём особо примечателен примирительный тон его заявления.

Позиции и намерения сторон

Итак, после решений Синода Экуменического (Вселенского) патриархата от 11 октября 2018 года на Украине появились ещё две условно канонические церкви: УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ. Условно – не только потому, что их канонический статус признан лишь одной из пятнадцати поместных православных церквей. Но также и потому, что эти церкви и не имеют автокефалии, и не являются экзархатами какой-либо из поместных церквей. То есть находятся в каком-то промежуточном положении.

Путей для обретения ими истинной каноничности два: либо пойти под юрисдикцию Константинополя, либо добиться объединения с УПЦ (МП) и с этих позиций требовать автокефалии. Можно предположить, что автокефалисты во главе с Филаретом попробуют провести некий объединительный собор КП и УАПЦ с участием отдельных иерархов-перебежчиков из УПЦ.

Однако на этом пути их могут ожидать большие трудности. У Киевского патриархата плохие отношения даже с УАПЦ. Например, епископ Макарий заявлял, что не пойдёт с Филаретом в одну церковь. Об УПЦ нечего и говорить: подавляющее большинство клира во главе с предстоятелем – блаженнейшим митрополитом Онуфрием резко негативно относятся к автокефалии, получаемой от Константинополя. Результатом такого объединительного собора может стать лишь несколько расширенная УПЦ КП. Совершенно неясно, как на неё отреагирует Константинополь.

Со своей стороны, Экуменический патриархат подталкивает украинских раскольников к статусу экзархата. Там надеются, что после провала с объединением они согласятся.

Для ещё одних выгодополучателей украинского религиозного конфликта – американцев – самое важное, чтобы большинство приходов Украинской православной церкви было оторвано от Русской православной церкви. Какой при этом статус будет иметь независимая от Московского патриархата украинская церковь, их совершенно не интересует. В тонкости процесса они не вникают. Однако спецпредставитель президента США по Украине Курт Волкер 11 октября, после публикации решений Синода Экуменического патриархата, ещё раз заявил о поддержке украинских автокефалистов.

На пороге раскола

Русская православная церковь отреагировала на снятие Варфоломеем анафемы с украинских раскольников чрезвычайно резко. Пресс-секретарь Московского патриарха Кирилла священник Александр Волков публично заявил:

Легализация раскола приведет к дальнейшим очень печальным шагам, которые вынуждена будет сделать Русская православная церковь, связанным с разрывом евхаристического общения и другими решениями, которые будут приняты.

По мнению Волкова, решения Константинополя являются катастрофическими для всего мирового православия. И это действительно так: по православным канонам евхаристическое общение – возможность совместного богослужения священников и иерархов – главное, что объединяет православные церкви и отделяет их от других ветвей христианства. Т.е. разрыв общения – это фактически раскол мирового православия.

Причём по масштабам возможный раскол будет крупнее раскола XVII века межу старообрядцами и никонианцами, поскольку он выходит на международный уровень. Ближайшая аналогия – Великий раскол 1053 года, когда произошло разделение единой христианской церкви на Православную и Католическую.

Резюме

Путём манипуляций с каноничностью и автокефалией, Вселенскому патриархату и украинским автокефалистам не удастся юридически и физически привести приходы УПЦ в подчинение новообразованной церковной структуре. А это значит, что впереди ещё долгий путь конфликтов и сопротивления.

Однако при существующих условиях он рано или поздно окончится вытеснением Русской православной церкви с её канонических территорий на Украине. В религиозном смысле, зона влияния России ужмётся до состояния допетровских времён XVII века.

Переходите в Telegram
и подпишитесь на наш канал:
все статьи с аннотациями.