Принесшая ему власть бархатная революция 2018 года, которую он возглавил как ставленник Джорджа Сороса, ухудшила все сферы жизнедеятельности Армении. По сути, её выгодополучаталем стал лишь сам Пашинян и его ближайшее окружение. Спустя два с половиной года он превратился в реальный образец того, против чего так рьяно боролся в оппозиции – в коррумпированного чиновника, всеми силами стремящегося удержаться во власти.
А ведь это можно было предвидеть. Ещё будучи лидером мини-партии «Гражданский договор» (9 депутатов в 132-местном парламенте Армении) Никол Пашинян запомнится рядом заявлений, направленных на удовлетворение личных амбиций и устремлений иностранных кураторов, а не на заботу об интересах государства. Таковыми были его заявления о том, что отношения между Россией и Арменией были «взаимоотношениями говорящего и слушающего», или что Россия вынудила Армению присоединилась к Евразийскому экономическому союзу и некоторые другие.
После прихода к власти Пашинян принялся мстить политическим противникам. В частности, под надуманным предлогом привлёк к суду бывшего президента непризнанного Нагорного Карабаха и президента Армении в 1998-2008 годах Роберта Кочаряна. Истинной причиной была месть за разгон Кочаряном протестов в Ереване по результатам президентских выборов 2008 года. На выборах тогда победил Серж Саргсян, а Никол Пашинян принял активное участие в протестах и в конечном итоге попал за решётку. Однако армянское правосудие трижды отказалось отправлять Кочаряна в тюрьму. Саргсяну же Пашинян отомстил его свержением в 2018 году.
В 2019-2020 годах в Министерстве обороны Армении произошли массовые увольнения офицеров, в своё время обучавшихся в Москве, что привело к прекращению плотных военных контактов между Россией и Арменией. Окончательному разрыву военных отношений помешало только обоюдное членство в ОДКБ. Также был прекращен российско-армянский обмен информацией по линии разведки. При Пашиняне трижды менялись руководители разведки Армении. Причём каждый раз это были некомпетентные политические назначенцы с подачи Запада. Одновременно в армии и обществе нагнетались ура-патриотические настроения, мол если что – «пешком дойдём до Баку». Деградацию военного командования и работы спецслужб Армении заметили в Азербайджане и Турции. Это подготовило почву для будущего военного поражения. Ведь при прежнем ереванском руководстве о военном реванше в Баку всерьёз не помышляли.
Поразительно, но почти так же, как с Россией, Пашинян испортил отношения с Ираном – вторым после Москвы экономическим партнёром Еревана. На этот раз в карабахском конфликте Иран в большей мере сочувствовал Азербайджану, хотя четверть века назад однозначно поддержал Армению. И это несмотря на явное неодобрение Тегераном турецкого вмешательства.
Здесь возникает естественный вопрос: со стороны руководителя Армении такие действия – просто глупость или уже предательство? В армянском обществе распространено мнение, что Никол Пашинян намеренно сдал Арцах по советам своих кураторов из фонда Сороса. Это не обязательно именно так. Но то, что люди Сороса так или иначе вынудили свою марионетку, стоящую во главе Армении, создать условия для сдачи Нагорного Карабаха – очевидный факт. Цели же Сороса, выражающие интересы коллективного Запада, понятны – разжечь Нагорно-Карабахский конфликт, чтобы вытеснить Россию из Закавказья. Об этом, в частности, недавно заявил глава внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.
После начала боевых действий в сентябре этого года Пашинян вынужденно прекратил антироссийскую риторику, принял мирное посредничество Москвы и, в конечном итоге, согласился на предложенное ею трехстороннее соглашение о прекращении огня (подписано 10 ноября).
При этом, несмотря на огромное недовольство в обществе, премьер-министр не ушёл в отставку, а продолжает судорожно цепляться за власть. Недовольные армяне хотели как минимум его отставки, досрочных выборов и правительства национального доверия. Недовольство выразили и депутаты правящего блока «Мой шаг», многие из которых покинули политическое движение и заявили о выходе из фракции. В стране начались акции протеста, а СМИ сообщили о предотвращении попытки государственного переворота и покушения на Пашиняна.
Однако он пока сохраняет власть, вероятно надеясь, что со временем напряжение в обществе спадёт, а протесты улягутся. Удержаться ему помогают правоохранительные органы и спецслужбы. Власти задержали несколько десятков участников протеста. По сообщениям из Армении, психологические состояние премьер-министра близко к паранойе – ему везде мерещатся заговоры и предательства. Но суды, сохранившие независимость и явно нерасположенные к незаконной поддержке Пашиняна, вынесли оправдательные решения в отношении всех задержанных.
Одновременно Пашинян тратит деньги западных спонсоров на разжигание в армянском обществе гражданского конфликта. Для этого в соцсетях создаются фабрики троллей, целью которых является стравливание сторонников и противников премьер-министра. Расчёт очевиден: вступив во внутреннюю борьбу, общество уже не будет иметь сил на свержение неадекватного политика.
Однако главным стабилизирующим Армению фактором выступила Россия. Когда Пашинян был практически обречен, Россия не поддалась эмоции «так ему и надо», не стала заигрывать с массовым недовольством, а сохранила политическое хладнокровие и протянула ему руку помощи. Президент России Владимир Путин публично похвалил Пашиняна за подписание мирного соглашения и заявил об опасности раскола армянского общества. Одновременно Путин указал на внешне- и внутриполитические ошибки армянского премьера. В Армении многие люди восприняли это как поддержку и, одновременно, корректную критику. Это, безусловно, способствовало некоторому укреплению авторитета главы государства и упрочению его положения.
В Москве, наверное, опасаются, что могущие прийти на смену кабинету Пашиняна силы выйдут из мирного соглашения. А продолжение конфликта между двумя союзниками РФ ставит её в крайне сложное положение. Оно может иметь не только внешние негативные последствия, но и угрожать внутренней стабильности России из-за конфликтов членов армянской и азербайджанской диаспор внутри страны (совокупно около двух с половиной миллионов человек).
Как бы там ни было, Кремль дал Николу Пашиняну второй шанс, поставив на него, как на меньшее из зол. Судя по ряду заявлений, пока ещё действующий армянский премьер обещал исправить свои ошибки во внешней и внутренней политике. Если он этого не сделает в ближайшее время, то подтвердит мнение, что не может отвечать за свои слова и действия, а там более – управлять страной.