Не могу не признаться, что за последние годы мои политические взгляды изрядно поправели. И хотя вопросы социальной справедливости всё ещё волнуют меня куда больше вопросов национальной, скажем так, реализации, я уже перестал считать национализм словом ругательным.
В целом я признаю справедливыми (хотя и не всегда мне лично привлекательными) многие идеи, исповедуемые носителями правой идеологии. Ну хотя бы то, что, действительно, идентификация как русский, а не «русскоговорящий украинец» существенна и важна. Просто для правильного позиционирования себя в окружающем мире без болезненных вывихов сознания.
Но осталась одна ключевая проблема. Вот допустим, мы вполне можем признать справедливость тезиса русских националистов о том, что современная Россия, Российская Федерация не является национальным государством, и в результате русский народ вообще своего государства не имеет. И что эту историческую несправедливость следует исправить, и...
И вот с тем, что будет после «и», я немного разобраться не могу. Ну то есть вот если мы возьмём почти любую на выбор внутреннюю проблему РФ, начиная от экономики и инфраструктуры и заканчивая образованием и наукой, то мне вот прям совсем непонятно, как признание русского народа и утверждение (на официальном уровне) его в качестве государствообразующего в Российской Федерации поможет эти проблемы решить.
Во внешней политике – возможно. Даже, пожалуй, скорее да, чем нет. Но внешняя политика – это такая штука, что, решая одну проблему, ты создаёшь ещё три. И разгребать их надо, опираясь именно на внутренние ресурсы. А их не то, чтобы нет, но, давайте будем честны, меньше, чем нужно.
Ну а то, что даже самое глобальное признание и принятие национальных тем проблемы с ресурсами никак не решает, та же Украина вот не даст соврать. У нас же – возьмите любого чиновника: он и за украинскую нацию вам расскажет, и вышиванку покажет, и песен каких-то национальных споёт. Причём многие, кстати, вполне искренне. Благо основная часть национальной идеи современного украинства, ненависть к москалям, достаточно проста для освоения и соответствует естественным устремлениям этого самого чиновника по сохранению своей кормовой базы. Но даже самая искренняя украинскость совершенно не мешает этому чиновнику воровать деньги, врать, заниматься очковтирательством, а в оставшееся свободным время феерически тупить.
Ну и вот те российские чиновники и те – шире – представители российских элит, которых сегодня националисты травят новиопами, уверяю вас, освоятся в национальном окружении ещё проще, потому что эта модель в действительности естественнее и требует меньше двоемыслия и прочих практик постмодерна. Освоятся, и высвободившуюся творческую энергию направят на ещё более энергичный дерибан. Что на Украине, собственно говоря, и произошло на глазах изумлённой публики (без регистрации и смс).
При этом мы, конечно же, понимаем, что вот такая вот смена парадигмы породит целый ряд новых проблем и вызовов. На которые надо будет как-то отвечать. С этой точки зрения ситуацию господа националисты, мне интересно, анализировали?
Так что, парни, это точно не рецепт. Возможно, часть рецепта. Причём очень небольшая часть.