Олицетворяли готовность к самопожертвованию, ведь сам Мустафа Джемилев заявлял о решимости бойцов, «называющих себя «батальоном смертников», прийти на помощь своим соотечественникам, чего бы это им не стоило».
После появления в Херсонской области «Серых волков» (турецкая организация ультраправых националистов – авт.) российские СМИ взахлеб кричали об опасности образования новой террористической организации. А значит, всерьез воспринимали батальон как военную силу. Все ждали, когда же крепкие ребята в балаклавах покажут всему миру «боевой дух Хан Гирея». Одни слухи о «женском батальоне имени Шефики Гаспринской» наводили панику на границе.
Время шло, а Ленур Ислямов продолжал писать в Фейсбуке о неизбежном возмездии, со скорбящим лицом давал пресс-конференции и интервью. Но чуда не произошло. Крымско-татарская сказка закончилась. Причина банальна – деньги.
Интервью бойца «Аскера»
Летом 2016 года стало ясно, что желающих бесплатно нести гордое звание «батальона смертников» не так уж и много. А что сегодня? Ответ на это вопрос на условиях анонимности дал бывший боец батальона Рустем (имя изменено), с разрешения которого публикую часть нашего разговора:
- Почему решили уйти? Ведь дело не только в деньгах, верно?
- У меня семья, сын, их кормить надо. Деньги нужны. Но и не в них дело. Сидишь без дела, а обещали движ. Ленур говорил, что общается с серьезными людьми в Киеве, и мы войдем в Национальную Гвардию. Пойдут деньги, будем воевать. Кто кого кинул мне все равно, времени жалко.
- Сколько сейчас реально людей в батальоне, если не секрет?
- Не больше 40. И те соскочат, не хотят ходить под Ислямовым. Ничего не даёт, а угрожает, что через детектор лжи прогонит. Дезертиров ищет, никому не доверяет.
- Откуда же тогда цифры Ислямова о 200-300 человек?
- Записывал в «Аскер» и батальон одновременно. Тема прошлая, без претензий.
- Про батальон смертников что скажете?
- Это Мустафа придумал. Сам он помирать не собирается, а за нас все решил.
- А уходят куда? К мирной жизни возвращаются?
- По разному. Сейчас тема с Югом (учебный центр «Юг» ДУК ПС - авт.) пошла. Там подготовка нормальная. Когда записывались к Ислямову, думали, что будем воевать, а не позировать. В Юге люди АТО прошли, вещи правильные говорят. Подучимся, поедем на фронт. Это Мустафа с Рефатом (Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров - авт.) хотели, чтобы мы на границе сидели, а они из Киева командовать будут. Потому и говорили про освобождение Крыма. У нас больных нет, Крым в одиночку штурмовать (смеется).
- Юг, это Вы про мусульманский батальон в ДУК ПС говорите?
- О нём.
- А про Прокуратуру слышали? Проверка «Аскера» вроде идёт?
- А нам что? Мы ничего не нарушали. Я оружием не торговал. Это проблемы Ислямова, под него копают. Простых людей не тронут. С нами ребята из СБУ нормально общались, они в курсе всех дел.
- Давайте честно. Ходили слухи, что в батальон с судимостью брали.
- Было несколько человек. Узбек, например. Сейчас тоже в Юге. Но он никого не убивал. Только свое брал (смеется). Он в авторитете, ушел и людей из батальона увёл.
- А как же кодекс этики?
- Понты всё это. Для газет. Если хочешь служить – иди в террбат, в «Юг», «Азов». Много тем. А в «Аскере» и батальоне делать нечего.
- Бери шинель пошли домой?
- Типа того.
Большую часть рассказанного Рустемом я, по соображениям его же безопасности, пока вычеркнул. Хотя он об этом и не просил. Пообщавшись с Рустемом, понимаешь, насколько картинка в Интернете отличается от реальности. Для одних это способ заработка и удовлетворения своих медийных и политических амбиций. А для других потраченное зря время. Хорошо хоть «аскеры» не воевали, а то пришлось быть писать – жизни.