Вашингтон толкает украинскую церковь к расколу
Представитель Государственного департамента США Хизер Нойерт выступила с заявлением о безусловной поддержке стремления отдельных кругов украинского общества получить автокефалию для своей церкви.
Соединенные Штаты решительно поддерживают свободу вероисповедания, включая свободу членов групп управлять своей религией согласно их убеждениям и свободно исповедовать свою веру без правительственного вмешательства. Соединенные Штаты уважают способность украинских православных религиозных лидеров и последователей стремиться к автокефалии согласно их верованиям. Мы уважаем Вселенского Патриарха как голос религиозной толерантности и межконфессионального диалога,
- указывается в заявлении, опубликованном на официальном сайте посольства США в Киеве.
Представитель Госдепа не скрывает, что рассматривает автокефалию для Украины в связке с вопросами конфликта с Россией:
Соединенные Штаты неизменно поддерживают Украину и ее территориальную целостность перед лицом российской агрессии на востоке Украины и российской оккупации Крыма. Мы также поддерживаем Украину, поскольку она определяет собственный путь и принимает собственные решения и присоединяется к ассоциациям свободно от внешнего вмешательства,
Обращение Синода УПЦ
Реагируя на опасность раскола в Украинской православной церкви Священный Синод УПЦ на заседании под председательством митрополита Киевского и Всея Украины Онуфрия принял обращение к Варфоломею.
Назначение экзархов в нём было названо грубым вмешательством во внутренние дела Украинской Православной Церкви и нарушением ее канонической территории. Соответственно, Синод УПЦ призвал Константинопольского патриарха прекратить вмешательство во внутренние дела УПЦ. Экзархи Даниил и Илларион, по заявлению Синода, должны покинуть каноническую территорию УПЦ.
Также Синод приостановил сослужение епископов УПЦ с иерархами Константинополя. Верующих и священников призвали усилить молитвы за сохранение единства украинского православия.
Роль Вашингтона в расколе УПЦ – ключевая
Тема автокефалии поднималась ещё во времена президентства Виктора Ющенко. Однако она не сдвигалась с мёртвой точки, пока за дело не взялись США. Нерешительность Константинопольского патриархата была преодолена, после того, как Америка стала шантажировать патриарха Варфоломея компроматом.
Государственный секретарь Майк Помпео в июне этого года предъявил документы о его причастности к хищению 10 миллионов долларов из сумм, выделенных Американской архиепископии Константинопольской церкви на восстановление храма Николая Чудотворца в Нью-Йорке.
Вскоре после этого – в августе-сентябре – Вселенский патриарх дал несколько позитивных сигналов о своих намерениях предоставить автокефалию украинской церкви. Последним шагом стало назначение двух экзархов Константинопольского Патриархата – архиепископа Памфилийского Даниила и епископа Эдмонтонского Илариона – для будущей автокефальной церкви.
При этом действия Константинополя выглядят не слишком решительными и продуманными. Варфоломей даже примерно не озвучил, когда он планирует предоставить томос об автокефалии. Экзархи назначены преждевременно – им ещё нечего возглавлять. Вопросы организации будущей автокефальной церкви также совершенно не разработаны.
Например, непонятно, что делать с таким амбициозным церковным лидером, как патриарх раскольников Филарет. А он не раз заявлял, что не желает не только отказаться от лидерства, но и не согласен с понижением своего статуса с патриарха (пусть и самоназначенного) до, например, митрополита Констанинопольского патриархата.
Создаётся впечатление, что Варфоломей действует по принуждению. Несмотря на это, общая направленность его действий устраивает США и явно враждебна украинскому и российскому каноническому православию.
Первый бой – за Киево-Печерскую лавру
Украинская Православная Церковь подвергается массированной атаке со стороны Константинопольского патриархата, раскольнических конфессий УПЦ КП и УАПЦ, поддерживающих их украинских властей и национал-радикалов. За всеми ними маячит тень США, желающих прервать последнюю крупную связь между Россией и Украиной. Иерархи УПЦ осознают серьёзность надвигающейся опасности и настроены весьма решительно, о чём и свидетельствует вчерашнее заявление.
Общие планы Варфоломея представить нетрудно. Это получение раскольниками официального статуса, с последующим отъёмом церковного движимого и недвижимого имущества УПЦ и переманиванием священников и верующих. Уже сейчас можно предсказать, что первый бой состоится за Киево-Печерскую лавру и его исход во многом будет определять победителя украинского религиозного конфликта.
Возможности же силового противостояния УПЦ не имеет. В отличие от раскольников и властей, опирающихся на группы вооружённых радикалов, у канонического православия своих боевых отрядов нет. УПЦ может рассчитывать только на массу невооружённых верующих. При этом их возможные силовые действия украинская правоохранительная система будет жёстко пресекать, а на действия национал-радикалов – закрывать глаза.
УПЦ также не стоит рассчитывать на справедливость в судах. Её политическая поддержка также ограничена. При необходимом давлении на парламент власти, скорее всего, смогут протащить законы о церковном рейдерстве, отложенные принятием в 2016 году.
Неявная государственная поддержка на международном уровне у УПЦ, в отличие от КП и УАПЦ, отсутствует. Материнская церковь РПЦ ограничивается заявлениями и формально-символическими действиями.