Херсонский хлопчатобумажный комбинат – история предприятия

ХБК как промышленного и социального объекта, предприятия, бывшего центром жизни тысяч херсонцев и, особенно, херсонок, больше нет.
Экономика
Херсонский хлопчатобумажный комбинат в СССР
Херсонский хлопчатобумажный комбинат в свои лучшие, советские времена - ХБК.

В 1951 году сразу после введения в строй Херсонского судостроительного завода партийное руководство области, которое имело непонятную для нынешних властителей привычку думать о будущем, обратилось к высшему руководству СССР с предложением построить в Херсоне предприятие легкой промышленности - будущий Херсонский хлопчатобумажный комбинат.

Работница ХБК в советские времена
Работница ХБК в советские времена.

Старожилы говорят, что поскольку из 15 тыс. работников Херсонского судостроительного завода большинство составляли мужчины, отцы области заранее озаботились трудоустройством их жён и созданием резерва невест для молодых «строителей коммунизма». Легенда это или нет, но к 1964 году 3 прядильно-ткацкие и одна отделочная фабрика самого большого в Европе хлопчатобумажного комбината обеспечивали работой более 10 тыс. херсонцев, точнее, по большей части - херсонок. Синдрома «Иваново-наоборот» удалось избежать - невест хватало и даже с избытком.

В период застоя ХБК выпускал в год около 400 тыс. тонн пряжи и до 200 млн. погонных метров самых разных тканей высокого качества, реализовывал продукции почти на 400 млн. рублей. На эти деньги в СССР можно было построить авианосец или вооружить танковую армию. Прекрасные херсонские махровые простыни и полотенца славились по всему Советскому Союзу и в соцстранах. При этом с доставкой сырья из Узбекистана, оплатой труда и пенсионным обеспечением никаких проблем не возникало. Ткачихи уходили на пенсию досрочно.

1972 год - работники ХБК возвращаются с I смены
1972 год - работники ХБК возвращаются с I смены.

После 1991 года неожиданно – кто бы мог подумать! – оказалось, что текстильная продукция ХБК якобы некачественна и мало кому нужна. Ещё ранее государство отказалось от поддержки чрезвычайно прибыльного в период застоя комбината. Хозрасчёт, понимаешь. В течение 90-х предприятие испытывало нарастающие проблемы не только со сбытом продукции, но и с получением сырья, выплатой зарплат работникам и налогов. Участились простои. И в этот же период на ХБК появились –

Паразиты

Началось с малого. Во времена бартера и неплатежей «добрые частники» - коммерческие фирмы из Киева, Одессы и Херсона - решили помочь государственному предприятию и поставляли хлопок на переработку по давальческим схемам. Ну, это когда в качестве оплаты за работу комбинат оставлял себе часть готовой продукции, а денег не получал. Может эта часть была не очень большой, или руководство ею не очень успешно (для ХБК) распоряжалось, но только к 2000 году предприятие накопило более 50 млн. гривен долга, а количество работающих уменьшилось до 5 тыс.

«Помогло» и родное государство - в том же 2000 году Департамент «Украина-Узбекистан», который «почему-то» поднял цену до 2000 долларов за тонну при рыночной 1300 долларов. ХБК работал себе в убыток, продавая ткани по цене меньше себестоимости (разница приватизировалась).

Родное Министерство обороны в упор не видело в херсонском предприятии поставщика камуфляжа, предпочитая закупать его втридорога за границей. Были и разные другие чудные схемы, всех не упомнишь.

В 2002 году доход (не прибыль!) предприятия едва составила 3,5 млн. гривен при 9 млн. расходов, а объём производства - 4% от 1990 года.

Главным героем этого времени стал самый до сих пор памятный из председателей правления (директоров) ХБК - Анатолий Варткесович Гамбарян, который, по стечению обстоятельств, сейчас находится в розыске.

Беспредел вызвал законное возмущение работников ХБК. Многие помнят акции протеста «первого периода», в частности массовый поход в 2001 году комбинатовцев от Площади свободы до площади 50-летия СССР на встречу с премьер-министром Анатолием Кинахом, который, правда, ничего не изменил. Наконец Фонд государственного имущества Украины постановил разом решить все проблемы ХБК - привлечь «эффективного собственника», которому продать 51% акций тогда уже открытого акционерного общества. И в 2004 году на комбинат пришли –

Хищники

Эффективным собственником стало Закрытое акционерное общество «Волынский шелковый комбинат» (г. Луцк), а точнее - его реальный владелец Александр Ананиевич Кропива. Первым делом началась «оптимизация»: лучшее оборудование второй и третьей фабрик было решено сконцентрировать на первой, где и наладить безубыточное производство. «Худшее» оборудование стремительными темпами и практически бесконтрольно распродавалось, да так лихо, что в 2007 году херсонский УБЕП даже возбуждал по этому поводу уголовное дело. Расследование, понятно, постепенно прекратилось. Общие долги комбината к 2010 году достигли астрономической суммы (больше 200 млн. гривен), из них до половины - перед фирмами родного эффективного собственника, который в 2011 году инициировал в отношении своего же предприятия дело о банкротстве.

А вот с производством всё как-то не налаживалось. ХБК всё больше простаивал, пока в 2010 году не встал окончательно. Не считать же работой периодические вызовы на несколько дней в месяц части рабочих для исполнения разовых заказов. Общее количество работающих к 2012 году уменьшилось примерно до 700 человек. При СССР их едва хватило бы на один цех.

В 2005-2012 годах акции протеста работников ХБК стали для Херсона обыденным явлением. Государственные органы как бы и не взирали равнодушно на уничтожение гиганта лёгкой промышленности. Году так в 2005 Фонд госимущества (тогда в нём председательствовала – ныне покойная Валентина Семенюк-Самсоненко) делал мужественные заключения о том, что собственник не выполняет свои инвестиционные обязательства по сохранению производства, выплате зарплаты и погашению долгов и даже (в 2006 году) пальчиком грозил отобрать комбинат. А в 2011 году Хозяйственный суд Волынской области по иску Фонда принял решение о возврате ХБК в госсобственность.

В реальные действия эти добрые намерения так и не воплотились. «Эффективные собственники», получив решение суда по делу о банкротстве, уж совсем было собрались спокойно доесть свою жертву, как вдруг их неожиданно отогнали –

Падальщики

Так бывает и в дикой природе, когда, например, стая наглых гиен прогоняет льва от убитой и недоеденной им зебры. Как чёрт из табакерки в октябре 2012 года выскочило киевское Общество с ограниченной ответственностью «Компания Энергомаш-инвест», заключившее с арбитражным управляющим ХБК Сергеем Александровичем Марченко уникальный договор. Согласно ему компания предоставляла комбинату кредит на 13 млн. гривен на погашение долга по заработной плате в обмен на всё имущество первой фабрики! Даже по цене металлолома оборудование фабрики стоило самое меньшее раз в пять дороже, а так доставалось «инвестору» бесплатно (кредит-то надо отдавать).

руины ХБК
Новейшее оборудование ХБК было разворовано и продану в Турцию по цене металлолома.

И пошли с ХБК по ночам вереницы машин в порт. Сколько их было? Никто не считал. Резали и выламывали всё по живому. А что же должностные лица? Тогдашний губернатор Херсонщины Николай Михайлович Костяк неоднократно публично одобрял действия инвесторов, а арбитражный управляющий заверял, что наступает новый, лучший этап для развития ХБК.

По факту же по инициативе Сергея Марченко в марте 2013 года Хозяйственный суд Херсонской области принял решение о начале ликвидационной процедуры ОАО ХБК. Протесты комбинатовцев тогда в расчёт приняты не были. Тогда органы милиции почему-то начали расследование деятельности арбитражного управляющего, но для ХБК это уже не было важно... Долг по заработной плате до сих пор так и не погашен полностью, так как падальщики уже получили то, что хотели.

А потом в теле предприятия завелись –

Трупные черви

В марте 2015 года частное предприятие «Амалтея» неожиданно по решению суда стало санатором ХБК. Обещало «восстановить производство». За «Амалтеей» стоит Сергей Рыбачок, бывший в конце 1990-х – начале 2000-х генеральным директором ХБК и неплохо с него поживившийся. Но, по крайней мере, производство он не решился окончательно убить. Рыбачка выжил с комбината Кропива. Теперь Сергей Рыбачок, считающий себя несправедливо обойденным, хочет получить немного хоть с продажи остатков материальных активов комбината. А там есть еще профилакторий, фабрика-кухня, немного материальных ресурсов. Вполне достаточно, чтобы отмыть десяток-другой миллионов гривен.

Рыбачок тщательно отгоняет от останков предприятия кредиторов. Предъявляющих претензий ни много, ни мало – на 260 миллионов гривен. Их они, ясное дело, физически не получат. По закону космической справедливости – большая часть долгов создана искусственно. Однозначно реальны лишь долги по налогам и за коммунальные услуги.

За предельный срок – 18 месяцев, истекший 4 августа 2016 года – никаких подвижек с восстановление производства не случилось. Да и как могло это случиться? Предприятие напоминает развалины Сталинграда в 1943 году.

Тем не мене, «группа Рыбачка» сумела сорвать заседание комитета кредиторов 12 августа и закрепить существующее неопределенное положение.

На что он рассчитывает, неясно. Втемную вывозить остатки ресурсов сейчас вряд ли возможно. Формально ХБК еще существует. А по факту комбината нет уже несколько лет.

Конец истории

Если считать до окончания производства, то ХБК проработал 45 или 46 лет (1964-2009 или 2010). Не так много по сравнению с другими предприятиями лёгкой промышленности. Трёхгорная мануфактура в Москве работает до сих пор с 1873 года (143 года), а Большая ивановская мануфактура - с 1751 (265 лет!). Можно образно сказать, что Херсонский хлопчатобумажный комбинат был убит в зрелой молодости.

Правда, более современная первая в Европе ткацкая фабрика-автомат им. 8 Марта из того же Иванова повторила судьбу ХБК - в её корпусах ныне расположен торговый центр «Серебряный город». Ну что ж, не самый плохой вариант. Торгово-развлекательный центр «Фабрика» стал популярным местом времяпрепровождения и покупок для херсонцев. Его создатели, отдавая дань уважения предшественникам, даже обустроили нечто вроде небольшой музейной экспозиции из истории предприятия.

Как выброшенные морем на берег погибшие могучие киты дают приют и пищу миллионам мелких и более крупных существ, так бывшие гиганты промышленности послужили неплохой материальной базой для становления новых экономических структур и их конкретных владельцев.

Заброшенное здание заводоуправления ХБК
Заброшенное здание заводоуправления ХБК.

Так или иначе, ХБК как промышленного и социального объекта, предприятия, бывшего центром жизни тысяч херсонцев и, особенно, херсонок, больше нет. Для них больше никогда не будет пансионатов, детских садов, ведомственных домов, доступных столовых, танцевальных площадок и бесплатных кружков. Отныне Херсонский хлопчатобумажный комбинат принадлежит истории. Давайте же помнить свою историю.

Приложение

Оперативным управлением ГУ Миндоходов в Херсонской области за совершение преступления разыскивается гражданин Гамбарян Анатолий Варткесович, 26 апреля 1951 рождения При наличии каких-либо сведений о вероятном местонахождении разыскиваемого сообщить в оперативного управления ГУ Миндоходив в Херсонской области по телефону (0552) 42-76-14 (круглосуточно) или по телефону спецлинии МВД 102 (круглосуточно). Напомним, что Анатолий Гамбарян два раза был руководителем ныне уничтоженного ХБК - главой правления ОАО Херсонский хлопчатобумажный комбинат.

Высшим хозяйственным судом Украины удовлетворена кассационная жалоба прокуратуры области на постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда Украины по делу об истребовании имущества ОАО «ХБК» из незаконного владения. Таким образом отменено решение апелляционной инстанции и оставлено без изменений решение хозяйственного облсуда, которым удовлетворен иск прокурора. Кроме этого обязали вернуть ОАО «Херсонский хлопчатобумажный комбинат» целостный имущественный комплекс фабрики-кухни (ул. Залаэгерсег, 25). Площадь возвращенного имущества составляет почти 3 тыс. кв. м.

Удовлетворена также кассационная жалоба прокуратуры области и отменено решение судов первой и апелляционной инстанции, которым отказано в удовлетворении иска прокуратуры области об истребовании в пользу ОАО «ХБК» здания санатория-профилактория, в связи с пересмотром решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам. Как сообщает пресс-служба облпрокуратуры, кассационной инстанцией оставлено в силе решение хозяйственного суда области об истребовании здания санатория-профилактория, площадь которого составляет более 4 тыс. кв. м, а стоимость - 4,3 млн. грн.

Полёт над руинами ХБК в Херсоне на квадрокоптере - апрель 2021 г.

Переходите в Telegram
и подпишитесь на наш канал:
все статьи с аннотациями.
Татьяна 6 декабря 2022 08:03
Я в 87-88 работала в таллине на балтийской мануфактуре,которую постигла та же участь.смотреть больно,такие предприятия угробить,почему тогда они были нужны,строились,разрабатывались,а сейсас все убито и разграблено,неужели мы не испытываем потребность в тканяхи постельном белье,не нужны народу рабочие места????