Все технологии майдана в одном флаконе
Мало кто сомневался, что после выборов президента Республики Беларусь 9 августа, на которых ожидаемо одержал победу в первом туре действующий президент Александр Лукашенко, оппозиция в Минске устроит протесты. Но и мало кто ожидал такого стремительного развития всех фаз цветного государственного переворота. От дарения цветочков правоохранителям до применения коктейлей Молотова прошёл один день.
Ведущий оппозиционный телеграм-канал Nexta live уже вечером 9 августа опубликовал две инструкции для протестующих. По основному плану организованная толпа должна была захватить центры Минска и других крупных городов. Далее всё должно было развиваться по классической технологии майданов второго поколения – с применением насилия.
Если бы это не удалось (как и случилось в реальности), то запасной план предусматривал блокирование правительственных зданий и учреждений в разных местах. Разумеется, всё это должно было бы сопровождаться выдвижением требований, конечной целью которых было бы отстранение Лукашенко от власти.
Белорусские правоохранители не допустили организации майданов. Протесты были жёстко, но относительно деликатно разогнаны. Задержано, по разным данным, от 150 до нескольких сотен человек. Протестующие перешли к запасному плану.
Уже вечером 9 августа были применены все условно мирные технологии. Деморализация правоохранителей – призыв к ним переходить на сторону протестующих – как на плакатах на самих акциях, так и в информационном пространстве. Одновременно в оппозиционных телеграм-каналах и чатах распространялись угрозы разного характера: публикация личных данных сотрудников полиции и других органов и членов их семей, физической мести им, преследования после «установления новой власти» и т.п.
Также были применены стандартные визуальные приёмы: демонстрация перед строем ОМОНа девушек с цветами, была даже одна в платье невесты. Вот, правда, женской обнажёнки, как это случается сейчас на протестах в США, не было. Белорусские майданщики пошли дальше – обнажённые половые органы продемонстрировал протестующий мужского пола.
Постсоветские страны окончательно создадут новые союзы и наметят линии вражды и разлома. Все отголоски отношений бывших братских республик окончательно уйдут в прошлое.
Ложь и дезинформация льются просто нескончаемым потоком. От завышения числа протестующих – до фальшивых сообщений перехода на их сторону сотрудников милиции или целых подразделений. Например, стандартный приём – фото, где омоновец ведёт под руку раненого майданщика к машине скорой помощи, подписывается «Милиция встала в один строй с народом».
Также проявлявший агрессию протестующий, который запрыгнул на машину полиции, и упал оттуда, ударившись головой, был объявлен погибшим. На самом деле он получил незначительное сотрясение мозга вследствие собственной глупости.
Или же сообщение о похищении и почти что убийстве полицией российского журналиста Семёна Пегова. На самом деле его поместили во временный центр задержания и выпустили без последствий на следующий день.
10 августа протестующие сразу перешли к чисто насильственным методам. Зажгли шины, стали строить баррикады, использовать против полиции пиротехнику, зажигательные бутылки и настоящие взрывные устройства. Первая официально подтверждённая жертва – мужчина, погибший вследствие взрыва в его руке устройства, которое он намеревался бросить в полицию.
Запечатлены кадры намеренного наезда транспортного средства под управлением протестующего на сотрудника ГАИ.
Дезинформация также вышла на новый уровень. Стали появляться полностью ложные сообщения о забастовках на предприятиях Белоруссии. Цель их одна – создать впечатление массовости протестов. Источники – анонимные телеграм-каналы, данные которых без проверки перепечатывают некоторые СМИ.
Из майданных технологий пока не использованы только «сакральные жертвы» и не зафиксировано применение госпереворотчиками огнестрельного оружия.
Белорусские правоохранители в общем успешно купируют протесты. При такой динамике и, на самом деле, незначительной поддержке среди населения, протесты обречены на провал. Именно поэтому их кураторы вынуждены подстёгивать развитие ситуации.
Особенности попытки белорусского переворота
До сих пор не вполне понятно, кто конкретно является настоящим кукловодом попытки свержения Александра Лукашенко. Коллективный Запад, несомненно, заинтересован в смене власти в Белоруссии. Протесты уже поддержали в Польше, Литве и США, в том числе и в заявлениях официальных лиц и политиков.
Однако, например, во время украинского майдана 2013-2014 годов посольства западных стран делали конкретные заявления в поддержку майданщиков. Проследить связь межу лидерами майдана и западными кураторами было несложно. В Белоруссии же ничего подобного на поверхности общественных событий не видно.
Это тем более странно на фоне недавнего скандала с задержанием под Минском 33 граждан России, которых обвинили в намерениях участия в акциях протеста. Как следует из заявлений президента РБ, он оценил это как недружественный шаг со стороны восточного соседа. Причём вне зависимости от того, были ли организаторы отправки этой группы из России или из Украины.
Российские СМИ всё последнее время вели оголтелую информационную кампанию по дискредитации Лукашенко. А российские журналисты, приехавшие в Белоруссию, находятся или в стане протестующих, или освещают события с формально нейтральных позиций. В позитивном для Лукашенко ключе практически никто из них о происходящем в Белоруссии не пишет.
Странно повела себя Светлана Тихановская – претендент на власть, набравшая в голосовании около 10% (против 80% Лукашенко). Сначала она потребовала провести новые выборы без участия Лукашенко, потом – просто передать ей власть. Однако в конце концов только подала жалобу в ЦИК и уехала из РБ в Литву. А сегодня она обратилась к протестующим с просьбой прекратить беспорядки. Предположительно, белорусские власти довели до неё информацию, что организаторы переворота готовили её на роль сакральной жертвы. Это сильно изменило позицию Тихановской.
Белоруссия в геополитических раскладах
Республика Беларусь остаётся последним на постсоветском пространстве социал-демократическим государством, в смысле защиты интересов простых людей. Украинская социал-демократия, например, была уничтожена и заменена на беспощадный ультралиберализм по результатам государственного переворота 2014 года. Также РБ обладает до сих пор неприватизированным экономическим комплексом. При этом, как известно, Белоруссия отказалась от предложенных Россией условий более тесной интеграции в рамках Союзного Государства.
Такая страна не могла не стать объектом устремлений соседей-хищников с обеих сторон. Которые исходили не только из экономических или политических, но и идеологических мотивов. Отсюда комплиментарное отношение части политических сил в РФ и обслуживающих их информационных структур к попытке государственного переворота в РБ.
Однако далеко не всех. Вне всякого сомнения, часть российского истеблишмента позитивно относится в Белоруссии и лично Александру Лукашенко. Сотрудничество между странами не прекращается. «Росатом» недавно завершил строительство Белорусской АЭС. Также слова Лукашенко о хороших отношениях с Владимиром Путиным – это не только дежурные фразы. Но российская политическая элита расколота так же, как, например, американская.
Поэтому можно утверждать, что попытку госпереворота в РБ поддерживает коллективный Запад и его естественные союзники в РФ – местные либералы и обслуга олигархического капитала.
Находясь в каком-то смысле между молотом и наковальней, маленькая Белоруссия стала искать сильного союзника-покровителя. Им оказался Китай, уровень экономического сотрудничества с которым у РБ уже сопоставим с РФ. Изначально в представлении китайского руководства Белоруссия должна была стать крайней вехой в одном из вариантов нового шёлкового пути – глобального торгового маршрута между КНР и ЕС. Но поскольку с Россией, по которой должны была прилечь большая часть маршрута, договориться пока не удаётся, Белоруссия в лучшем случае пока может рассчитывать на роль форпоста Китая в Европе. Тем не менее, сотрудничество между странами даже не собирается прекращаться.
В какой-то мере эта прокитайская позиция РБ вызывает дополнительное неприятие со стороны и Запада, и западноориентированного российского истеблишмента.
Переформатирование постсоветского пространства
События в Белоруссии, независимо от их результата, станут окончанием переформатирования постсоветского пространства в Европе. Если государство Лукашенко устоит – в центре Европы появится прокитайский эсклав, родственный могучей КНР по социально-экономическому укладу.
Если же государственный переворот удастся – то последний реликт СССР будет устранён. В социально-экономическом плане Белоруссия станет чем-то средним между Украиной и Литвой. А в политическом – сыграет роль замкового камня в Балто-Черноморской антироссийской дуге в составе Украины, РБ, Польши, Литвы при союзничестве Венгрии, Латвии, Эстонии, а в перспективе – и Финляндии.
В последнем случае Россия потеряет даже намёки на зону влияния в своём военно-стратегическом предполье на западе. В первом – зоны влияния не будет, но на Белорусском направлении останется одно нейтральное государство с намёками на дружественность. Европейская часть постсоветского пространства в любом случае превратиться в самодостаточный клубок вражды и противоречий, который будет отвлекать всё больше сил его наибольшего компонента – РФ.
Если же в перспективе произойдёт консолидация России и Запада против Китая, это не даст Белоруссии остаться прокитайской.