Ограничения по указу распространяются на прибрежные и приграничные муниципальные образования. Под них попали территории 19 из 25 районных и городских советов Крыма, а также восьми из 12 муниципалитетов города Севастополя. Фактически в Крыму иностранцы и лица без гражданства теперь могут владеть землёй только в Белогорском, Красногвардейском и Первомайском районах, городах Бахчисарай, Белогорск, Джанкой, Красноперекопск и Симферополь, двух районах Севастополя и двух приписанных к нему посёлках.
Кто попал под запрет
Иностранцам принадлежит более 11,5 тыс. земельных участков на территории Крыма, подпадающих под запрет. Причём это только участки, оформленные надлежащим образом и занесённые в Единый государственный реестр недвижимости. На самом деле таких иностранных владельцев земли больше.
Подавляющие большинство официально оформленных участков – 9,75 тысяч – принадлежит гражданам Украины. Это преимущественно жители Крыма и Севастополя, которые ещё не получили гражданства России. Но есть и немало собственников земельных участков, особенно на Южном берегу Крыма, из числа жителей Украины.
Кроме того, 430 попавшими под запрет участками владеют граждане и юрлица Белоруссии, 330 принадлежит гражданам Германии, 235 – Казахстана. Среди владельцев запретной крымской земли есть граждане и предприятия Израиля, Литвы, Австралии, Сирии, Вьетнама, ОАЭ, Саудовской Аравии – всего 55 стран.
Например, санаторем «Белоруссия» в Кореизе, занимающим участок пости 12 га, владеет Управление делами Республики Беларусь. Парк-отелем «Порто Марэ» в Алуште владеют украинские компании – «ЮБК-2005» и «Крымская ривьера». А конечным владельцем второго по размеру после Артека детского лагеря «Берег» с участком более 16 га в алуштинском поселке Чайка выступает Ринат Ахметов.
Может пострадать и Дмитрий Фирташ, владеющий Балаклавским карьером, сырье которого используется для работы принадлежащего ему Крымского содового завода в Красноперекопске.
Однако ограничение на приобретение земли в Крыму не касается предприятий с иностранными инвестициями и совместных предприятий. Их российское законодательство чётко отграничивает от иностранных. Поэтому бизнесмены найдут способы как переоформить свои предприятия и сохранить земельные участки.
Как отреагировали на Украине и в мире
Больше всего недовольных решением Путина оказалось, естественно, на Украине, хотя официальной реакции на высшем уровне не последовало. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Виталий Безгин, владеющий землёй в Крыму, попросил власти Украины отреагировать на запрет. По его словам, запрет ограничил в правах тех крымчан, которые отказались получить российское гражданство.
Однако реакция на Украине последовала только от виртуальных организаций. В представительстве президента Украины в Крыму указ Путина назвали «военным преступлением». В т.н. «прокуратуре Автономной Республики Крым» обещали дать запрету правовую оценку, но до сих пор так и не дали. Глава Меджлиса крымских татар Рефат Чубаров заявил, что указ Путина станет «очередной катастрофой» для крымскотатарского народа. Но учитывая, что 300-тысячная крымскотатарская община Крыма в основном перешла в российское гражданство, слова Чубарова представляются преувеличением.
Европейский союз ограничился заявлением пресс-секретаря по иностранным делам и политике безопасности в службе внешних связей Петера Стано. Еврочиновник отметил, что указ российского президента нарушает международное гуманитарное право. Ведь в нём идёт речь о приграничных территория РФ в Крыму, а ЕС принадлежность Крыма России не признаёт. О самом праве собственности на землю Стано не упомянул.
Примерно в таком же духе высказалось украинское посольство Франции, а в киевском посольстве США объявили, что указ усиливает основу для международных санкций.
В целом указ не вызвал бурной международной реакции. Практика особого контроля приграничных территорий, которые имеют и оборонную функцию, существует практически во всех странах.
Что делать лицам, попавшим под указ
По оценке правоведов, у иностранных юридических и физических лиц есть по крайней мере один год, чтобы решить вопрос со своими земельными участками в Крыму. Хотя указ и не определяет чётко ни сроков, ни механизмов принудительного изъятия земли.
Для жителей Крыма самый простой вариант – оформить российское гражданство, если они по какой-то глупости ещё этого не сделали.
Для других иностранцев в Крыму остается только два варианта — продать землю россиянам или перевести ее в собственность российского юрлица с иностранным участием. Из серых схем можно упомянуть перевод права собственности на подставных лиц из российских граждан.
Самые большие трудности могут возникнуть у тех иностранцев, которые владеют в Крыму участками, но физически почти постоянно находятся за пределами полуострова. Среди граждан Украины таких несколько сотен, из них многие – известные и богатые лица. Менять гражданство им не с руки. В результате в их отношении местные власти могут по прошествии времени подать иски в суды Крыма и Севастополя с требованием принудить к продаже участков.
Интересно, что ещё до указа от 25 марта городская администрация Ялты судилась с Ринатом Ахметовым за земельный участок площадью 27 сотых гектара под домом. Теперь у муниципальных властей появится огромное преимущество в процессе.
А вот объекты капитального строительства, возведенные на многих земельных участках, могут стать сложным судебным вопросом, ведь ограничение на владение не касается недвижимости. Ситуация грозит возникновением массы юридических казусов, и, кроме того, наверняка приведёт к обострению крымского вопроса в Киеве. Ведь не секрет, что подавляющее большинство собственников крымской земли не из числа крымчан – представители украинской власти и бизнеса.