Советник президента Украины Владимира Зеленского Никита Потураев (который ранее предложил переименовать Россию в Московию) в эфире телеканала ATR, принадлежащего Ленуру Ислямову, заявил о начале работы будущего парламентского комитета новой Верховной Рады по оккупированным территориям, т.е. по Крыму и Донбассу. При этом Потураев отметил, что будущий орган парламента положительно относится к перспективе создания крымской национальной автономии в составе Украины.
Со слов Потураева крымские татары Украины заслужили право на автономию. Чем именно они его заслужили в настоящее время, он не разъяснил. В качестве аргумента президентский советник привёл лишь пример союзничества Крымско-татарского ханства и Войска Запорожского во времена восстания Богдана Хмельницкого 1648-1654 годов. Отметим, что этот союз, как и многие другие в те времена, оказался недолгим и непрочным. Крымцы предали Хмельницкого полякам после его первых неудач.
Но где же будет располагаться такая автономия, если Крым находится под контролем России? Идею крымско-татарской автономии выдвинули в 2014 году Рефат Чубаров, Мустафа Джемилев и позднее присоединившейся к ним Ленур Ислямов. По их замыслу, органы автономии должны были бы располагаться на юге Херсонской области, а на бумаге в неё должен был войти Крымский полуостров. В реальности же эти лидеры крымско-татарского меджлиса хотели получить под контроль южную часть Херсонщины, чтобы компенсировать себе потерю влияния на национальную общину Крыма и соответствующих доходов.
Пётр Порошенко до конца своей каденции эксплуатировал тренд крымскотатарской автономии, чтобы обеспечить себе лояльность меджлиса (не совсем понятно, для чего ему это было нужно – реальной пользы от этого союза для него было ровно ноль). Однако своих обещаний он не выполнил – меджлисовцы ничего не получили.
Кажется, на тот же путь заигрываний с меджлисом встаёт и новая президентская администрация. Наверное, Потураева влечёт к ним общая иррациональная русофобия, даже если ни для одной из сторон от этого никакого проку.
Также добавим, что настоящая национальная автономия была в Крыму при СССР аж до начала войны. В 1930-е годы из 20 районов Крыма 6 были национальными крымско-татарскими (Фоти-Сальский, Бахчисарайский, Балаклавский, Ялтинский, Алуштинский и Судакский), 2 — немецкими (Биюк-Онларский и Тельмановский), 2 — еврейскими (Фрайдорфский и Лариндорфский) и 1 — украинским (Ичкинский). Государственными языками Автономии стали татарский и русский. Сделано это было для обеспечения национально-культурных прав и интересов коренного населения этносов Крыма, причём не только татар.
Очевидно, что современные проекты автономии ничего общего с этим не имеют. Они создаются исходя из политической конъюнктуры и служат лишь для обеспечения интересов узкой прослойки политиканов и их обслуги.