Всё больше стран и межгосударственных объединений проявляют интерес к российской вакцине от COVID-19 «Спутник V». Российские вирусологи и микробиологи работают в авральном режиме и, кажется, скоро вакцина поступит в практическое применение. Это может принципиально изменить ход так называемой пандемии коронавирусной инфекции, и дать возможность человечеству вернуться к нормальной жизни. Насколько это будет возможно в полуразрушенном карантинами мире.
«Спутник V» первый
Российская вакцина от коронавируса была разработана в Национальном центре эпидемиологических и микробиологических исследований имени Н.Ф.Гамалеи Министерства здравоохранения России. Разработкой и испытаниями руководил Денис Логунов, который до этого разрабатывал вакцины против Эболы и ближневосточного респираторного синдрома (MERS, также вызываемым коронавирусом). Параллельно ведутся разработки еще двух вакцин – одна создается в научном центре «Вектор» Роспотребнадзора, а другая – в Центре имени Чумакова Российской академии наук.
При создании «Спутника V» Логунов фактически модернизировал ранее созданную вакцину MERS. Этим и объясняется скорость разработки вакцины – она базировалась на уже проведённых исследованиях. Кроме того, микробиологическая и, в частности, вирусологическая отрасли РФ в целом оказались в очень высокой степени готовности к реакции на новую болезнь вирусного происхождения. За последние 30 лет вирусология в России неуклонно развивалась, в том числе благодаря и военным исследованиям.
Масштабную вакцинацию россиян новым препаратом планируется начать уже в конце ноября. Сейчас проходит последняя фаза испытаний на добровольцах, в которых принимают участие около 40 тысяч человек. Уже начата вакцинация людей из групп риска – медиков и учителей.
На сегодняшний день в РФ поступили заявки более чем из 20 стран на приобретение миллиарда доз «Спутника V». Первым зарубежным получателем российской вакцины стала Беларусь, которая приняла участие в клинических исследованиях. Партия вакцины также поставлена в Венесуэлу, добровольцы которой тоже принимали участие в тестировании. О закупке вакцины объявила Аргентина, следующая на очереди в Латинской Америке – Бразилия. Россия планирует поставлять препарат в Венгрию (уже есть договор), Индию, ОАЭ, Южную Корею, Японию, Грецию, Сербию, Саудовскую Аравию, Филиппины и ряд других стран. РФ уже договорилась о производстве препарата в пяти странах, а имеющиеся мощности позволяют выпускать ежегодно до 500 миллионов доз.
Гонка вирусологов
Сейчас в мире идёт гонка по созданию вакцины от коронавируса, в которой, кроме российских, принимают участие американские, британские, французские и другие учёные-вирусологи. Однако у них всех возникли задержки в работе.
Из ведущих микробиологических учреждений более всех отстал французский институт Пастера. Только в августе там начали клинические исследования, а готовая вакцина ожидается примерно в конце 2021 года. Но французы хотят взять надёжностью: их препарат базируется на самой надёжной и безопасной вакцине против кори. Так что французы надеются, что через год благодаря непревзойдённой надёжности их вакцина сможет потеснить конкурентов на рынке, подобно тому, как черепаха благодаря упорству обогнала зайца в басне Лафонтена.
Близко к финишной черте подошли американские лаборатории Moderna и Pfizer. А американские лаборатории компаний Johnson & Johnson, Eli Lilly, а также британско-шведской компании straZeneca, разработавшей препарат совместно с Оксфордским университетом, временно прекратили тестирования после заболеваний отдельных добровольцев. К тому же в Британии вакцину создавали на основе аденовируса шимпанзе, что, вероятно, могло стать причиной её недостаточной эффективности и побочных эффектов. Тем не менее, некоторые европейские страны уже заключили контракты на поставку британской вакцины, предпочтя её российской, созданной на основе аденовируса человека.
Всемирная организация здоровья (ВОЗ) явно играет на стороне западных вирусологов. Её руководитель Тедрос Аданом Гебреисус в октябре заявил, что «есть надежда, что до конца года у нас будет вакцина», имея ввиду американский или британский препарат. Таким образом, российскую вакцину он не учитывает. То есть Запад вместо того, чтобы бороться с COVID, борется с российской вакциной.
Однако суровая необходимость шатает позиции лоббистов. 6 ноября в Еврокомиссии подтвердили, что некоторые положения ЕС подразумевают приобретение вакцины без должной европейской сертификации. То есть это дает возможность для Венгрии закупить российский препарат.
Вообще же западные медицинские компании с разработкой вакцины оказались заложниками собственной политики насаждения «доказательной медицины». В соответствии с этой концепцией, любой медицинский препарат должен пройти путь длительных многоэтапных исследований, подтверждающих его эффективность и безопасность. Причём алгоритм этих исследований чрезвычайно усложнён и забюрократизирован. Получаемые на выходе препараты из-за огромных затрат на этапе исследований стоят очень дорого. Именно поэтому во всём мире с фармацевтических рынков исчезают старые проверенные дешёвые препараты, не прошедшие горнило «доказательной медицины» - фармакомпании лоббируют их запрет.
Но в деле с вакциной от коронавируса инстинкт самосохранения руководителей большинства стран, кроме столпов Западного мира, оказался сильнее бюрократии. Государства желают побыстрее получить вакцину – и с удовольствием готовы закупать российскую, хотя она и не сертифицирована в соответствии со стандартами западной медицинской бюрократии.
Анекдот напоследок: кандидат в вакцины от украинского министра Степанова
В конце октября министр здравоохранения Украины Максим Степанов заявил, что в стране создан препарат – кандидат в вакцины, который уже якобы показал полную нейтрализацию коронавируса на живых клетках человека. По словам Степанова, украинская вакцина от коронавируса может появиться через год, и это обойдется госбюджету в более 150 миллионов гривен. А президент Украины Владимир Зеленский заявил о готовности испытать на себе украинскую вакцину от коронавируса, если она успешно пройдет клинические испытания.
Если бы за такую сумму (5,5 миллионов долларов) Степанов создал вакцину от коронавируса, то, несомненно, заслужил бы Нобелевскую премию по медицине. Ведь другие страны вложили в исследования уже сотни миллионов долларов, но их усилия далеки от завершения.
На самом деле сказанное министром – ложь и манипуляция. С одной стороны, он пытается завуалировать провал правительства Зеленского, по прямой указке из американского посольства публично отказавшегося от российской вакцины. С другой стороны – распилить 150 миллионов гривен тоже очень неплохо. Ведь исследованиями по вакцине будет заниматься компания «Диапроф-мед», уже включённая Степановым в коррупционные схемы по продажам тестов на коронавирус.
А глава национальной медицинской палаты, военный эпидемиолог Сергей Кравченко прямо заявил, что вся громкая история о создании украинской вакцины от коронавируса, которую в открытую рекламируют президент Владимир Зеленский и руководитель Минздрава Максим Степанов, является афёрой. По его мнению, весь этот сюжет с украинской вакциной придумали авантюристы из Офиса президента ради предвыборного пиара. Сами же исследования, проведённые к настоящему времени, не выходят за уровень лабораторной работы студента медицинского вуза.